В мае 1988-го года, в дни, когда Православная Церковь готовилась отмечать тысячелетие крещения Руси, в Москве в Институте стали и сплавов состоялась первая публичная лекция священника Александра Меня. Большой зал дома культуры был полон, и организаторы удивлялись тому, что без всякой рекламы послушать священника собралось столько людей. С этого момента начались многочисленные публичные встречи-проповеди отца Александра Меня. В годы перестройки он стал и одним из первых священников, кто обратился к аудитории через телеэфир и по радио. Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, протоиерей Александр Мень поставил на службу проповеди. И он всегда стремился говорить о вере на языке, доступном для современников.
Свою миссионерскую деятельность отец Александр начал задолго до перестройки — еще в шестидесятые годы. Он обратился к людям с проповедью о Христе в то время, когда советское общество было в упоении от успехов в освоении космоса, от нового рывка в развитии науки и в то же время о некотором оцепенении от нового витка «холодной войны» и периода «застоя». Именно тогда блестящий писатель и публицист, богослов и проповедник отец Александр Мень сумел найти общий язык с советской интеллигенцией. Он на долгие годы стал ее пастырем, духовным наставником. Сам священник при этом воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию именно в духовном просвещении. Отец Александр Мень был и одним из зачинателей христианского «самиздата» в Советском союзе. До середины 80-х годов его труды издавались главным образом за границей под псевдонимами, а в нашей стране ходили в машинописных копиях.
Некоторые богословские взгляды отца Александра Меня до сегодняшнего дня вызывают самые разные оценки в православной среде, порой абсолютно диаметральные. Но при этом никто не подвергает сомнению его безусловный талант миссионера и тот огромный вклад, который отец Александр внес в дело проповеди Евангелия.
До сегодняшнего дня научно-популярная книга протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий» является одной из лучших для знакомства с Новым Заветом. Первую версию он написал еще в возрасте пятнадцати лет и затем долгие годы работал над текстом. Книга «Сын Человеческий» стала в итоге завершающим томом главного миссионерского труда отца Александра Меня — семитомника «История религии».
Отец Александр Мень прожил всего 55 лет. Священник был убит при невыясненных обстоятельства в 1990-ом году. После этого трагического события Патриарх Московского и всея Руси Алексий так вспоминал о священнике Александре Мене: «Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Hе все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.