Рим., 116 зач., XV, 1-7.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как выглядят христиане перед лицом мира?
Во-первых, они ставят себе и окружающим высокую моральную планку. Многие вещи, которые кажутся привычными, называются в христианстве греховными и порицаются. Во-вторых, они сами их нарушают, ссылаясь на то, что все люди грешные и они в том числе.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с удивительных слов. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».
К кому же он обращается? Кого называет сильными? Можно было бы подумать, что апостолам, кто же еще может быть сильным? Но это послание к Римлянам и адресаты его — члены римской христианской общины. Это значит, что сильными апостол называет простых христиан — всех римлян, которые были крещены.
Церковь обращает этот текст к нам. Причем обращает не как иллюстрацию древних подвигов, но как призыв поступать так же, так как эти слова на самом деле относятся к нам в той же мере, в какой к людям древности.
Итак, оказывается, что христиане — это не те, кто все время ссылается на греховность и слабость, но те, кто перед лицом других должны быть сильными и значит ответственными за то, как складывается положение дел.
В любых отношениях, в ситуациях, когда кто-то по отношению к нам агрессивен, когда требуется ответственное решение, когда нами пытаются манипулировать... Мы не должны привычно считать себя слабыми и этим оправдываться... Говорить о своей греховности и делать себе поблажки. «Мы сильные» и от нас зависит завершится ли то или иное дело конфликтом, безответственным решением или грехом. Все потому, что по сравнению с неверующими людьми нам дарована сила Христова.
К чему же в первую очередь она делает нас способными?
К тому, чтобы совершить разворот от себя к ближнему. Ведь апостол пишет: «не себе угождать».
Часто можно услышать, что наша цивилизация ориентирует человека на комфорт и успех. На самом деле этим состояниям человек стремился всегда. Отличие лишь в том, что сегодняшний человек настроен очень индивидуалистично, он стремится в первую очередь к своему комфорту и своему успеху. Жизнь должна в первую очередь быть угодной и удобной ему.
Христианин призван жить иначе, потому что само его имя говорит о том, что главным ориентиром для него является Христос, который так же не себе угождал. Бог воплотился, жил, умер и воскрес ради нас. Вся Его жизнь — это служение другому, тому кто рядом.
Истина, которую утверждает на этом пути христианство, в том, что угождая только себе человек в конце концов теряет себя. Он превращается в эгоиста, который все и всех использует лишь потребляя, ничего не отдавая в замен. Напротив, человек который «любит ближнего как самого себя» стремится к тому, чтобы жизнь была «угодна» для всех, стремится принести наибольшую пользу. Каждый воспринимая себя как сильного, призван действовать на благо другого и к его назиданию, то есть духовному росту.
Конечно, подобная жизнь труднее эгоистичной, поэтому апостол, цитируя псалом, призывает нас к терпению, утешению и надежде. Призывает не по отдельности, но всех вместе, потому что проходить этот путь легче, когда ты видишь братьев и сестер, единомышленников на пути к славе Божией.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.