Село Замытье расположено в 70 километрах от Твери на север по Бежецкому шоссе. Название происходит от слова «мыт» –– «пошлина за проезд в заставу или провоз товара», то есть Замытье –– селение за мытом.
После Отечественной войны 1812 года Замытье – владение князей Голицыных ––самых крупных землевладельцев в уезде. Эта ветвь многочисленного рода Голицыных происходила от Михаила Алексеевича, известного в истории под прозвищем «Голицын-Квасник», придворного шута императрицы Анны Иоановны. В шуты князь был произведен в наказание за вероотступничество при повторном браке с иностранкой. Его шутовская свадьба в «Ледяном доме» получила широкую известность как назидание другим за перемену веры.
Село входило в тройку наиболее крупных торговых сел Бежецкого уезда. В 1875 году в Замытье проживало уже более 10 тысяч человек. Дважды в год в селе проводились ярмарки. Цыгане продавали лошадей, крестьяне везли рожь, овес, рыбу, хмель, а кустари –– колеса, посуду, бочки, кожаную и валяную обувь. В Замытье было семь мелочных лавок, маслобойка, торговые ряды, чайная, колбасная, булочная, кузница, кирпичный и бараночный заводики, трикотажная кустарная фабрика. Кроме того имелось три завода по выделке черной кожи для сапог, две круподерки, а в деревнях волости 80 гвоздильных кузниц, гончарное и дегтярное производства. В 1869 году здесь открылось двухклассное училище, а в 1893-м –– своя больница.
В 1818 году в селе начинается строительство каменной Спасо-Преображенской церкви. Деньги на строительство внесли как раз князья Голицыны. Первая постройка по вине подрядчика оказалась неудачной –– провалился фундамент. В 1822 году работы возобновились, а в 1833 году этот не типичный для сельской глубинки каменный храм был построен и освящен.
Спасо-Преображенский собор –– пятикупольный величавый красавец, украшенный портиками и белокаменным декором, с четырехъярусной колокольней, необыкновенно высокий шпиль которой виден за много километров, имел пять престолов: Преображения Господня, святого Пророка Илии, Святителя Николая Чудотворца, святителя Дмитрия Ростовского и Казанской иконы Божией Матери. Кованые двустворчатые двери храма, необыкновенно высокий шпиль колокольни и его внутреннее убранство поражало не одно поколение людей. Прихожанами храма были жители сразу двадцати деревень.
В тридцатые годы XX века собор закрыли. Сегодня собор находится в аварийном состоянии: кровля полностью утрачена, своды на грани обрушения, местами отсутствует белокаменный декор, от росписей осталось не более 15%.
Однако, несмотря на разруху, в храме проводятся богослужения. Чтобы спасти заброшенную святыню, прихожане создали благотворительный фонд «Преображенский Собор». Регулярно устраиваются субботники по расчистке территории от строительного мусора.
У фонда нет штатных сотрудников, правление осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Каждый шаг, каждое действие по восстановлению согласовываются с реставраторами, работы ведутся в соответствии с утвержденными проектами.
Свою деятельность фонд начал с сентября 2011 года, и сразу же откликнулись люди: на средства местных жителей и дачников подлатали купола и кровли алтарей, соорудили временную крышу. Однако реставрация –– дело дорогое и трудоемкое. Тех немногих средств, что удается собрать благодаря совсем небогатым людям, хватает далеко не на все.
Здесь, в Замытье, нет благоустроенных гостиниц, кафе, ресторанов и бойких экскурсоводов, но зато сохранилось то, чего остро не хватает городскому человеку: мир и душевный покой, ощущение истинной свободы и внутренней гармонии в окружении застенчивой русской природы.
И как знать, может быть, вам нужно именно сюда. Чтобы не только что-то увидеть, но и в чем-то поучаствовать… В чем-то таком, что наполнит вас гордостью и за самого себя, и за свою Родину…
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».