Египетский монастырь святого Антония – один из самых древних в мире. Именно здесь в полном уединении жил в начале четвертого века основоположник христианского отшельничества преподобный Антоний Великий. Монастырь расположен в Аравийской пустыне, между долиной Нила и Красным морем, у подножия горного хребта. Паломники, приезжая в обитель, в первую очередь спешат побывать в пещере, где прожил свои последние сорок лет святой Антоний. Чтобы попасть в келью отшельника, нужно подняться довольно высоко в гору – сюда ведет каменная лестница в тысячу пятьдесят ступенек, подъем занимает почти целый час. Вход в пещеру настолько узкий, что едва пропускает одного человека. Над этой расщелиной на несколько десятков метров возвышается скала. Каменный коридор, что ведет в келью, довольно длинный, а вот само жилище преподобного небольшое – одновременно здесь могут находиться человек пять. Не забудьте, что перед входом в святое место по восточным традициям принято снимать обувь. Посреди кельи стоит престол, на котором монахи иногда совершают литургию. В стене можно увидеть нишу, которая служила святому ложем. Алебастровое возвышение было ему вместо подушки. Рядом с пещерой – площадка, откуда открывается потрясающий вид на пустыню и горы. Сразу после кончины преподобного неподалеку от места его уединения был основан монастырь. Сейчас обитель святого Антония – это белокаменный городок среди пустыни, окруженный двенадцатиметровой стеной. В средние века эта стена была сплошной, до сих пор здесь сохранился древний вход – корзина с веревкой, с помощью которой гостя перебрасывали на территорию обители. На церковном дворе обращает на себя внимание храм начала двадцатого века, посвященный Антонию Великому и Павлу Фивейскому – он примечателен двумя одинаковыми колокольнями у входа. За храмом зеленеет финиковый сад. Внутренне пространство церкви разделено деревянными решетками на три части – перегородки отделяют во время богослужения тех, кто готовился и не готовился к Причастию. В обители есть еще один храм святого Антония – это самое древнее монастырское здание, построенное в четвертом веке. Считается, что именно здесь, под ступеньками солеи, похоронен преподобный Антоний. Египетский Антониевский монастырь расположен между Хургадой и Каиром, до каждого из этих городов от обители – около двухсот километров. В Хургаде турагентства обычно предлагают отдыхающим совершить паломничество в обитель святого Антония. Можно доехать до монастыря самостоятельно, если взять напрокат машину и держать путь сначала на город Зафарану, затем повернуть на Бени-Суэйф и там найти дорогу, которая ведет непосредственно к обители. Конечно, это довольно рискованно. Но молитвами святого Антония смельчаки этот путь преодолевали.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема








