Семейный врач и гомеопат Вероника Назарова рассказывает о том что такое гомеопатия и чем она отличается от традиционной медицины.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У меня в гостях гомеопат, семейный врач, автор и ведущая цикла «Домашняя гомеопатия» центра Традиционного акушерства - Вероника Назарова. Здравствуйте, Вероника
В.Назарова
— Здравствуйте»
С.Бакалеева
— И самый первый у меня вопрос, наверное, самый объемный, хотя и самый простой – что такое гомеопатия?
В.Назарова
— Ответ на этот вопрос заключается в самом слове «гомеопатия», если мы его сейчас переведем на русский язык, то мы сразу… у нас отпадут вопросы и мы будем знать, что не является гомеопатией. Гомеопатия – слово состоящее из двух греческих слов – «гомеос» - подобный и «патос» - болезнь. Подобная болезнь, то есть, по-русски говоря, похожая болезнь. Применительно к самому гомеопатическому методу это вот что означает – мы назначаем человеку то вещество в качестве лекарства, которое может у здорового вызвать похожую болезнь.
С.Бакалеева
— Например?
В.Назарова
— Ну, например, самый простой пример, который все всегда приводят – пример с луком. Все знают, когда чистят лук, что бывает с глазами, с носом, с самочувствием и что при этом состоянии помогает. Давайте напомним, когда мы режем лук, у нас – щиплет глаза, текут слезы, течет из носа и мы открываем окно, потому что в помещении резать лук довольно неприятно. Как же мы гомеопатически можем использовать все это, можете себе представить, что препарат гомеопатический из лука, будет помогать при похожем состоянии.
С.Бакалеева
— То есть, если наоборот, у нас щиплет глаза, течет из носа, то мы принимаем лук?
В.Назарова
— То мы принимаем гомеопатический препарат из лука, но не только в том случае, когда щиплет глаза и течет из носа, а в том случае, если это улучшается на свежем воздухе и нос раздражается, а глаза нет, вот так, примерно такие симптомы. И точно так же с другими веществами. Если мы видим похожую болезнь, то мы назначаем препарат, который такую болезнь вызывает.
С.Бакалеева
— А что действительно, препараты могут быть и из лука тоже? В народе такое есть представление – гомеопатия – это все, что не лекарства, но это вероятно травки, это вероятно что-то связанное с народной медициной. Что же такое гомеопатический препарат? Что это такое и из чего его делают?
В.Назарова
— Гомеопатический метод – это медицина, более того, медицина точная, основанная на законе – закон подобия, то же самое, что и включается в самом главном слове «гомеопатия», «гомео» - это подобный. Закон подобия – это четкий закон, на котором основан гомеопатический метод. Подобное излечивается подобным. Таким образом именно в подобии заключается гомеопатия, а вовсе не в качестве лекарственного препарата. Лекарственный препарат может быть абсолютно любым, он может быть сделан из лука, из крапивы, из петрушки…
С.Бакалеева
— Это обязательно растительный должен быть препарат?
В.Назарова
— Нет, я дальше продолжаю, из змеи, из пчелы…
С.Бакалеева
— Прямо из самой пчелы?
В.Назарова
— Да, из выделений, да из самой пчелы, из выделений мускусных желез кабарги, из желез бобра, что бы вам еще такого интересного… из морской воды, из мышьяка, в общем из чего хотите.
С.Бакалеева
— Ой, мышьяк – это же яд, мы даем яд пациенту, да?
В.Назарова
— Совершенно верно, ведь ни для кого не секрет, что нет ядов, вопрос в дозе. И все знают, что яд в малых дозах может быть лекарством, вот на этом как раз гомеопатия и стоит. Когда мы видим состояние, подобное отравлению тем, или иным ядом. Состояние подобное, я не говорю отравление этим ядом, а состояние подобное, как если бы вы отравились мышьяком, например, гомеопат это знает, как это выглядит, то вам назначают лекарство из этого вещества, все равно какого оно происхождения – растительного, или совсем нет, и тогда, если закон подобия, главный закон, на чем основана гомеопатия соблюден, то вы по мановению волшебной палочки выздоравливаете. Потому что это закон природы и он работает.
С.Бакалеева
— А если нет, не получилось, закон не соблюден?
В.Назарова
— А если не получилось, значит мы не попали в подобие.
С.Бакалеева
— Что будет с человеком?
В.Назарова
— Ничего не будет.
С.Бакалеева
— То есть, просто его состояние не изменится тогда?
В.Назарова
— Ну там есть некоторые тонкости, может быть поверхностное подобие, для тех, кто лечится гомеопатией известно, что порой не помогает с первого раза, и с десятого порой не помогает и иногда болезни снимаются с человека как шелуха с лука, одна за другой, поэтому может быть много подобных состояний у человека, но в самом распространенном случае с человеком не происходит ничего.
С.Бакалеева
— И тогда нужно попробовать с помощью врача еще следующий препарат подобрать?
В.Назарова
— Ну, с помощью врача, или с помощью себя образованного в гомеопатии, подобрать.
С.Бакалеева
— То есть, можно быть самому себе врачом?
В.Назарова
— В легких случаях, да, безусловно, это не сложно, и это всегда было и сошлюсь на историю России, Россия ведь очень большая страна, с большими расстояниями и как только она появилась, она моментально была перенята в России, у царя Николая I был личный гомеопат. Но, что самое интересное, гомеопатия распространилась среди не врачей, врачей ведь не доставало на всю большую необъятную нашу родину и гомеопатией лечили помещики, учителя, кто мог. Это не так уж сложно.
С.Бакалеева
— Лечили свои семьи, или даже окружающих?
В.Назарова
— Ну, конечно, они лечили окружающих, свои семьи – это понятное дело. Мой прадед генерал армии, генерал артиллерии, он в своем поместье имел гомеопатическую библиотеку и лечил не только домашних, но и крестьян.
С.Бакалеева
— А насколько сложно изготовить препараты, если даже в те времена это было доступно.
В.Назарова
— Препарат изготовить, как Вы понимаете, не сложно совсем, единственное, что сейчас это не нужно при наличии аптек, но я вам расскажу, как это делается. Берется вещество, ну допустим, возьмем настойку календулы, все ее знают. Чтобы приготовить гомеопатический препарат из настойки календулы, нам нужно будет постепенно этот препарат разводить, потому что в концентрированном виде он у нас может вызвать болезнь, но если мы будем по закону подобия, по закону яда-лекарства будем все время пить настойку календулы, какие-то симптомы отравления у нас точно возникнут. Поэтому, чтобы превратить календулу в гомеопатический препарат, мы будем ее разводить. И будем разводить ее таким образом, по десятичной шкале, все знают десятичное разведение, написано, D или римская X после цифры. Десятичное разведение готовится так, берется настойка одна часть, девять частей спирта, встряхивается какое-то время.
С.Бакалеева
— Вручную встряхивается?
В.Назарова
— Ну, или вручную, или машиной, это все равно, никакого определенного, никакой магии тут нет, после этого получается первое десятичное разведение 1 к 9, очень понятно. Дальше, чтобы получить второе десятичное разведение, мы берем одну часть, получившегося раствора, девять частей снова спирта, снова встряхиваем как следует определенное время и получаем второе десятичное разведение. Следующее будет третье десятичное разведение, 3D на коробочке будет написано, или 3Х, как крест выглядит, три крест говорят, вот это… по десятичной шкале. По сотенной шкале легко догадаться как, берем одну часть настойки календулы, 99 частей спирта, трясем точно так же, получаем первое сотенное разведение.
С.Бакалеева
— А используются какие из этих разведений в домашней практике, или врачи используют. Вот для чего нам нужно знать, что у нас третье, или четвертое, или пятое, или шестое разведение?
В.Назарова
— Просто по практике гомеопатической было установлено, чем выше разведение, то есть чем больше таким образом разводили препарат, тем почему-то глубже воздействие.
С.Бакалеева
— То есть, получается, чем меньше исходного вещества там остается, тем глубже воздействие?
В.Назарова
— После 12-го сотенного разведения там не остается действующего вещества по закону авогадро.
С.Бакалеева
— А что же там работает?
В.Назарова
— Что там работает, ну в наш век информационных полей, ничего удивительного в этом нет, видимо какая-то информация остается и как она преобразуется в следствие разведения, это к сожалению, мне пока не известно. Имеется ли этому научное обоснование.
С.Бакалеева
— Но факт в том, что работает?
В.Назарова
— Да, для практического врача и для простого человека это в общем не имеет никакого значения, потому что мы про многие законы природы не знаем, как конкретно они работают. Достаточно того, что Бог так установил, что этот закон есть и он работает и его можно использовать на благо человека, вот мы этим и ограничимся. Конечно, гомеопатические препараты… я сейчас сказала о приготовлении на спирту, а мы их знаем как крупинки, шарики гомеопатические, которые так смешно выглядят и сладенькие. Вот то, что я сказала, лекарство в жидком виде, наносится на сахарные шарики – из лактозы, или сахарозы, высушиваются и получается очень удобная для применения такая вот форма лекарства.
С.Бакалеева
— Ну получается, тогда нужно, чтобы вылечить болезнь какую-то, взять как можно большее разведение и собственно вылечить сразу болезнь, можно так сделать?
В.Назарова
— Можно и так сделать, можно и взять не очень высокое разведение. Потому что, если мы возьмем французскую школу, или немецкую школу, то там будут разведения довольно низкие. В Германии очень применяется десятичная шкала часто.
С.Бакалеева
— А чем обоснована такая позиция, такая школа. Кажется, чем эффективнее лекарство, тем и лучше – быстрее выпил, быстрее вылечился?
В.Назарова
— Практикой, исключительно практикой. Такая практика. Такая же практика была в России во все советские времена, у нас не было высоких разведений, они были только в Киеве, в Москве они были запрещены. И успешно московские гомеопаты лечили самые различные заболевания средними разведениями и низкими совсем, и средними разведениями. Сказать, что гомеопатия работает только в высоких разведениях, или только в низких разведениях – это не так, мировая практика свидетельствует об обратном. Главное – закон подобия, если вы имеете состояние похожее на картину лекарственную такого вещества, возможно и в настойке оно поможет.
С.Бакалеева
— Как можно научиться определять картину болезни, найти такое подобное средство, можно ли самому этому научиться, или это нужно специально закончить какую-то школу, институт? Или лучше вообще этим не заниматься, а просто найти врача и обратиться к врачу?
В.Назарова
— Зависит от случая, потому что, конечно, если, допустим, это аллергический дерматит, может быть и не стоит этим заниматься, потому что там может быть глубоко лежащая проблема, которую врач увидит, а вы нет. Но, если дело касается травмы у ребенка, или заболевания какого-то вроде побегал на улице и вспотел, простудился. То тут вы можете очень здорово, ловко и быстро помочь ребенку. Как этому научиться – ну, смотрите, в своей полноте лекарственные картины, конечно, запомнить невозможно, но возможно запомнить несколько ключевых симптомов небольшого количества препаратов.
С.Бакалеева
— У каждого из этих препаратов есть свой портрет, да?
В.Назарова
— Портрет, точно, абсолютно верно, это как знаете, портрет преступника, особые приметы такие, такие и такие. И вы по этим особым приметам вы легко узнаете.
С.Бакалеева
— А можете описать хотя бы какой-то препарат, как это выглядит такой портрет? Как он может выглядеть?
В.Назарова
— Например вот так может выглядеть, человек сидит напротив вас, глаза на мокром месте и вздыхает и не рассказывает вам ни о чем. А если вы его спросите о чем-то, то разрыдается, а то еще в разговоре вам расскажет, что у него комок в горле стоит, он вдохнуть никак не может, вот например так.
С.Бакалеева
— Это все картина прямо конкретного препарата? Вы сразу увидев такого человека, поймете, что ему поможет, да?
В.Назарова
— Да, более того, вы услышав, иногда, по телефону, как человек кричит: «Я умираю, я умираю, помогите», - вы можете сразу сказать: «Прими вот это». До скорой он точно доживет.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Вероника. У нас в гостях была Вероника Назарова, семейный врач, гомеопат, автор и ведущий цикла лекций «Домашняя гомеопатия» центра традиционного акушерства. Мы с ней говорили о гомеопатии и что же это такое. Оказывается, это не просто какие-нибудь травки попить, это целая наука, там есть определенные законы, но она не такая уж сложная. При желании, при упорстве и любопытстве, каждый может ею овладеть. Всего хорошего вам, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России
Евгений Столица. «Снятие колоколов»
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Зарубин. «Небесный простор»
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России