
Рим., 105 зач., XI, 2-12.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Иногда людям, которые читают Писание может показаться, что Бог, будто бы не знал или не знает, как будет развивать история. На самом же деле — Бог как существующий вне времени, знает все, что будет. Зная это — Он ведет людей, при этом соблюдая их свободу, и в этом вся сложность... ведет к благой Цели, ради которой сотворил мир.
Человек, конечно, не способен понять или хоть сколько осмыслить этого, но он способен выбрать сторону, на которой он будет... Будет ли стремиться к исполнению Его замысла или будет противиться Ему.
Очень трогательно звучат слова пророка Илии, который сочувствует Богу и переживает за то, что у Него не осталось верных людей.
Но Бог поругаем не бывает и хранит верных уже не по их делам, а по своей милости. Не сомневаясь в этом, Павел, хотя кому-нибудь это может показаться странным, больше переживает за тех, кто от Бога отвернулся и отпал.
На самом деле его беспокойство вполне понятно: ведь отпавшие — это его соплеменники. Как же ему за них не беспокоиться? Многим из нас знакомо это чувство. Родственник, друг, близкий человек — не верит в Бога и мы понимаем, что душа его погибает.
Но их взаимоотношения с Богом сложнее, чем кажутся. Они не просто отпали от Бога. Это процесс двусторонний — они отпали, потому что Бог позволил им отпасть. Он дал им духа усыпления не в том смысле, что он как-то специально сделал их невосприимчивыми, но позволил им стать такими, глядя на их упорство.
Но, как известно, Бог обращает ко благу не только наши добродетели, но властен сделать то же самое с нашими немощами. В нескольких стихах, апостол раскрывает перед нами картину промысла Божьего. Бог позволяет отпасть иудеям, чтобы проповедь истины была обращена к язычникам. Ведь и Христос говорит самарянке: Я послан к погибшим овцам дома израилева", и Павел первоначально проповедовал иудеям. Для самих апостолов возможность обращения язычников была настоящим открытием! Они поражались милости Dожией и радовались их спасению.
Итак, теперь уже Христиане почитают истинного Бога и Павел надеется, что это возбудит ревность в отпавших иудеях, чтобы ,наконец, можно было радоваться не только о блудных детях — язычниках, но и о старших братьях — иудеях, которые должны вернуться к Богу, чтобы всем вместе войти в полноту Его Царства.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Ответ Президента В.В. Путина на Прямой линии о вере в Бога;
— Возможность дискуссии о вере в общественном пространстве;
— «Вифлеемский огонь» — новая Рождественская традиция;
— Праздничные традиции разных времен;
— Выставка в Москве об истории «Алисы в Стране чудес» в России;
— 200-летие со дня основания Серафимо-Дивеевского монастыря.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия











