
Рим., 102 зач., IX, 18-33
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Каждый человек приходит к Богу со своими проблемами. Один человек слишком строг, а другой бесхарактерный и не может проявить строгость даже тогда, когда это необходимо. И для каждого из них у Бога будет свое лекарство.
Вспомним притчу о блудном сыне. В Евангелии у нее нет названия, так ее назвали люди, для которых блудный сын был главным героем. Но ведь при внимательном обращении мы увидим, что духовных проблем не меньше у старшего, который всегда оставался верен Отцу. Формальная верность не спасла его от жестокости по отношению к младшему брату, ни от обиды на отца, за то, что тот оказался щедр на добро и милость.
Сегодняшнее чтение, малая часть большой речи апостола Павла, в которой он раскрывает читателям сложный и трагичный замысел Божий в отношении иудеев и язычников.
Все люди одинаково являются детьми Божиими, всех Он одинаково любит. Однако история стала развиваться таким образом, что верность Богу сохранили только потомки Авраама Исаака и Иакова. Но поведение людей не может изменить Бога и Его отношения к ним. Достойны они или недостойны, Он желает их исправления и спасения. Но людям законопослушным, кроме самой законопослушности бывает свойственна еще одна черта: зависть к прощению слабых и грешных братьев. Очень характерна в этом отношении притча о работниках, которые получили одинаковую плату за разную по времени работу. Как они возмущались мнимой несправедливости того, кто их нанял.
Итак, апостол говорит, что помилование язычников приводит к ожесточению иудеев. И хотя апостол говорит, что это Бог ожесточает их сердца, уже из Ветхого Завета известно, что смысл у этого выражения иной: Бог отступает от человека и тот получая свободу ожесточается. Но отступает Бог не по жестокости... Просто эти первые, как старший брат блудного сына, не может терпеть милости Отца.
Приводя множество ветхозаветных примеров апостол хочет сказать одно: с пришествием Христа наступает новое время. Завет, который когда-то был заключен с евреями, нуждается в обновлении, которое и происходит в Иисусе Христе. В Новый Завет входят уже не те, кто имеет кровное родство с кем бы то ни было, но те, кто поверили в милость Божию, которая открылась нам в Его Сыне.
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема











