
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для апостола Павла совершенно очевидно, что ритуальные предписания и их самое тщательное исполнение не способны освободить человека от греха. Он однозначно говорит, что это тупиковый путь. Любой ритуально-этический кодекс лишь подсказывает как надо жить, но он не способен привести к праведности по одной простой причине — праведность не сводится к исполнению чего бы то ни было, она совершенно в ином. Праведность, благочестие — это безусловная верность Богу, доверие к Нему и уверенность в непреложности Слова Божия. Истинная жизнь в Боге достигается не исполнением каких бы то ни было правил и обрядов, а верой в искупительные деяния Божии — Смерть и Воскресение Христовы. Апостол четко разделяет два закона: плоти и духа — «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир». С плотскими помышлениями все понятно, они пронизаны заботой о теле. При этом такие помышления могут быть вполне благочестивыми и отнюдь на маргинальными. К примеру, сейчас идет Петров пост и неизбежно возникает вопрос о постной пище. Что можно есть, а что нет. Можно ли шоколадку? А печенье? А если на упаковке написано, что шоколадка может содержать в себе воспоминание о молоке, а в печенье могут обрестись микроскопические фрагменты куриного яйца? Стремление исполнить пост со всей тщательностью похвально, но зачастую оно уводит от размышления о главном, о том, что апостол Павел назвал помышлениями духовными. Святитель Лука Крымский определил содержание этих помышлений такими словами: «это постоянное призывание имени Христова, это постоянное обращение этого имени в сердце нашем». Сосредоточение внимания на имени Христовом, на словах и делах Христовых делает вторичным вопрос о содержании постной пищи или же о чем-то ином, относящемся исключительно к жизни тела и ритуалу. Это становится неважным и неинтересным. Важно и значимо лишь то, что сказал и сделал Христос Спаситель. Основная идея любого христианского ритуального предписания как раз в этом — в том, чтобы помочь сосредоточиться на Христе. Если же этого не происходит, значит предписание было понятно неправильно и стоит пересмотреть свое к нему отношение.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема