
Во второй половине 19-ого века заметной фигурой в общественной жизни Симбирской губернии был фабрикант Николай Шатров. Свои миллионы, он не скупясь тратил на нужды народного образования. Шатров, будучи глубоко верующим человеком, прекрасно знал, какую важную роль в судьбе человека играет духовная жизнь, а потому строил церковно-приходские школы, духовные училища, домовые храмы при них. Благотворитель всеми силами старался помочь подрастающему поколению понять, что главное в жизни — это нравственные ценности.
Сам Николай Яковлевич — сын простого солдата — получил домашнее образование. Работал с малолетства и начинал мальчиком на побегушках в лавке. Став взрослым и скопив небольшую сумму, он купил за бесценок у обанкротившегося владельца суконную фабрику в селе Измайлово. Предприятие было на грани закрытия, но при новом рачительном хозяине превратилось в «золотое дно». И скоро удачливый фабрикант Шатров стал главным поставщиком сукна для российской армии. Позже он приобрёл и нескольких лесопильных заводов. В Симбирске имел магазин, вёл успешную торговлю.
Жители Симбирска уважали его за доброе сердце и готовность всегда помочь нуждающимся. Шатров не жалел денег, когда нужно было внести пожертвования на храм, школу или богадельню. Семнадцать лет Николая Яковлевича избирали церковным старостой главного собора губернии — кафедрального Никольского. И все эти годы Шатров вкладывал на содержание храма изрядные суммы. Ещё один храм — Казанский — благотворитель построил в селе Измайлово. Газета «Симбирские Епархиальные ведомости» писала в 1904-ом году: «Построенный Шатровым храм, каменный, тёплый, отличается благолепием и благоукрашением». Там же в Измайлово Николай Яковлевич содержал церковно-приходскую школу, ясли, больницу, а при своей фабрике выстроил часовню. Рабочие Шатрова жили в специально для них выстроенном городке. В благоустроенные уютные дома даже подавалось электричество, что тогда было редким и весьма дорогим удовольствием.
В 1883-ем году Николай Яковлевич стал активно помогать чувашской учительской школе, что находилась в Симбирске. В первую очередь, заботясь о духовном развитии учеников, благотворитель перестроил и расширил домовую церковь. Работы обошлись почти в десять тысяч рублей. Когда самым бедным учащимся — а их насчитывалось пятьдесят человек — требовалась материальная помощь, её оказывал Шатров. Он же выплачивал жалование педагогам. Как писали в прессе, благотворитель брал на себя непосильные для других людей расходы. Журналисты были недалеки от истины: на школу Шатров пожертвовал больше ста тысяч рублей, подарил ей землю, которую покупал под личную усадьбу, два особняка, выстроил каменное двухэтажное здание для приходского мужского училища при школе и даже не поскупился на инструменты для духового оркестра. Николай Яковлевич опекал не только это учебное заведение. Он приобрёл дом для коммерческого училища, подарил 30 000 рублей торговой школе. И был почетным членом общества святой Татианы — оно помогало нуждающимся ученикам всего Симбирска.
Когда грянула Первая мировая война благотворитель открыл и содержал за свой счёт лазарет для раненых воинов. После революции 1917-ого потомственный почётный гражданин Симбирска Николай Шатров не уехал за границу, а остался в городе, который процветал благодаря и его щедрой руке. Своё личное добро — суконную фабрику, а она оценивалась в шестьдесят миллионов рублей, он передал государству.
Это не спасло Шатрова от ареста в 19-ом году. Заслуги Николая Яковлевича перед народом в расчёт не принимались. Один из комиссаров даже заметил цинично, что миллионеру несложно делиться капиталами. Полгода благотворитель провёл в застенках. Его семья готовилась к худшему, но неожиданно Шатрова освободили. Дожидаться второго ареста он не стал и эмигрировал в Европу. Больше на родине о нём не слышали. Но история сохранила имя благотворителя и его дела милосердия.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема