Во второй половине 19-ого века заметной фигурой в общественной жизни Симбирской губернии был фабрикант Николай Шатров. Свои миллионы, он не скупясь тратил на нужды народного образования. Шатров, будучи глубоко верующим человеком, прекрасно знал, какую важную роль в судьбе человека играет духовная жизнь, а потому строил церковно-приходские школы, духовные училища, домовые храмы при них. Благотворитель всеми силами старался помочь подрастающему поколению понять, что главное в жизни — это нравственные ценности.
Сам Николай Яковлевич — сын простого солдата — получил домашнее образование. Работал с малолетства и начинал мальчиком на побегушках в лавке. Став взрослым и скопив небольшую сумму, он купил за бесценок у обанкротившегося владельца суконную фабрику в селе Измайлово. Предприятие было на грани закрытия, но при новом рачительном хозяине превратилось в «золотое дно». И скоро удачливый фабрикант Шатров стал главным поставщиком сукна для российской армии. Позже он приобрёл и нескольких лесопильных заводов. В Симбирске имел магазин, вёл успешную торговлю.
Жители Симбирска уважали его за доброе сердце и готовность всегда помочь нуждающимся. Шатров не жалел денег, когда нужно было внести пожертвования на храм, школу или богадельню. Семнадцать лет Николая Яковлевича избирали церковным старостой главного собора губернии — кафедрального Никольского. И все эти годы Шатров вкладывал на содержание храма изрядные суммы. Ещё один храм — Казанский — благотворитель построил в селе Измайлово. Газета «Симбирские Епархиальные ведомости» писала в 1904-ом году: «Построенный Шатровым храм, каменный, тёплый, отличается благолепием и благоукрашением». Там же в Измайлово Николай Яковлевич содержал церковно-приходскую школу, ясли, больницу, а при своей фабрике выстроил часовню. Рабочие Шатрова жили в специально для них выстроенном городке. В благоустроенные уютные дома даже подавалось электричество, что тогда было редким и весьма дорогим удовольствием.
В 1883-ем году Николай Яковлевич стал активно помогать чувашской учительской школе, что находилась в Симбирске. В первую очередь, заботясь о духовном развитии учеников, благотворитель перестроил и расширил домовую церковь. Работы обошлись почти в десять тысяч рублей. Когда самым бедным учащимся — а их насчитывалось пятьдесят человек — требовалась материальная помощь, её оказывал Шатров. Он же выплачивал жалование педагогам. Как писали в прессе, благотворитель брал на себя непосильные для других людей расходы. Журналисты были недалеки от истины: на школу Шатров пожертвовал больше ста тысяч рублей, подарил ей землю, которую покупал под личную усадьбу, два особняка, выстроил каменное двухэтажное здание для приходского мужского училища при школе и даже не поскупился на инструменты для духового оркестра. Николай Яковлевич опекал не только это учебное заведение. Он приобрёл дом для коммерческого училища, подарил 30 000 рублей торговой школе. И был почетным членом общества святой Татианы — оно помогало нуждающимся ученикам всего Симбирска.
Когда грянула Первая мировая война благотворитель открыл и содержал за свой счёт лазарет для раненых воинов. После революции 1917-ого потомственный почётный гражданин Симбирска Николай Шатров не уехал за границу, а остался в городе, который процветал благодаря и его щедрой руке. Своё личное добро — суконную фабрику, а она оценивалась в шестьдесят миллионов рублей, он передал государству.
Это не спасло Шатрова от ареста в 19-ом году. Заслуги Николая Яковлевича перед народом в расчёт не принимались. Один из комиссаров даже заметил цинично, что миллионеру несложно делиться капиталами. Полгода благотворитель провёл в застенках. Его семья готовилась к худшему, но неожиданно Шатрова освободили. Дожидаться второго ареста он не стал и эмигрировал в Европу. Больше на родине о нём не слышали. Но история сохранила имя благотворителя и его дела милосердия.
«Память о Великой Отечественной войне». Священник Константин Мальцев
У нас в гостях был настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.
Мы говорили о том, чем важно сохранение памяти о подвигах людей во время Великой Отечественной войны и как эту память передавать следующим поколениям.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема