
Люди старшего поколения любят рассказывать, что по большим православным праздникам их в храм не пускали: вокруг храма выстраивались дружинники и особо ретивые комсомольцы, и вот они-то и не пропускали молодежь в церковь.
Конечно, если идешь к пасхальной заутрене с комсомольским значком на груди и с ясным взглядом молодого строителя коммунизма, то могли и не пропустить, а то и устроить допрос: откуда, мол, где учишься, зачем идешь, когда знаешь, что религиозный дурман... и так далее. И спорить с ними никак нельзя: начнешь возражать, доказывать — уж точно не пропустят. Могут и в институт сообщить.
Всё так. Только вот меня почему-то всегда пропускали. Меня — студента Московского университета! Как это выходило? Нет, я не пользовался знакомством со священником, чтобы его не подводить, да и себя тоже; не искал потайных ходов и троп. Я шел напрямик. Но! К этому надо было приготовиться. Даю инструкцию, которая ныне, слава Богу, никому не пригодится.
Итак.
Во-первых, необходимо было отрастить трехдневную щетину на щеках. Скажут: это ж модно, многие из молодежи трехдневной щетиной щеголяют! Сейчас — да, а раньше, в 60-х годах прошлого века студентам-комсомольцам полагалось быть чисто выбритыми.
Во-вторых, одежду надо было иметь на себе самую простую: спортивная куртка, и не приведи Господь — джинсы, техасы — категорически исключались! Так — старенькое пальтишко и свитерок под ним, а еще лучше — сразу рубашка, застегнутая под горлышко, как в деревне, и брюки немодной ширины. Ну, и ботинки фабрики «Скороход», слабо и давно чищенные. Да, еще: непременно кепка нужна, чтобы снять ее в нужный момент! Это о внешнем виде. Однако главное — лицо! К нему и переходим.
В-третьих. Выражение лица должно излучать смиренную, но непреклонную отрешенность.
Вооружившись настоящей инструкцией, мною самим и изобретенной, я спокойно подходил к комсомольскому кордону, останавливался почти у самых ног цепи дружинников так, чтобы всем стало ясно, что я их просто не вижу, и, устремив взор в открытые двери храма, трижды тщательно и подробно крестился... нет — творил Крестное Знамение, сопровождаемое поясным поклоном. И шел в храм, глядя сквозь кордон «лазерным» взглядом. Расступались! Всегда! Потому что, с безумным связываться себе дороже, да и лень. Не наш он — отравленный «опиумом для народа», бедолага!
Фантастические времена, антиутопия какая-то! Но так мы жили. Чтобы к торжеству Воскресения Христова присоединиться, надо было усилие употребить. И это правильно: ведь Царство Божие усилием берется! А дружинники-то об этом не слыхали, вот уж, правда, бедолаги!
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема