Люди старшего поколения любят рассказывать, что по большим православным праздникам их в храм не пускали: вокруг храма выстраивались дружинники и особо ретивые комсомольцы, и вот они-то и не пропускали молодежь в церковь.
Конечно, если идешь к пасхальной заутрене с комсомольским значком на груди и с ясным взглядом молодого строителя коммунизма, то могли и не пропустить, а то и устроить допрос: откуда, мол, где учишься, зачем идешь, когда знаешь, что религиозный дурман... и так далее. И спорить с ними никак нельзя: начнешь возражать, доказывать — уж точно не пропустят. Могут и в институт сообщить.
Всё так. Только вот меня почему-то всегда пропускали. Меня — студента Московского университета! Как это выходило? Нет, я не пользовался знакомством со священником, чтобы его не подводить, да и себя тоже; не искал потайных ходов и троп. Я шел напрямик. Но! К этому надо было приготовиться. Даю инструкцию, которая ныне, слава Богу, никому не пригодится.
Итак.
Во-первых, необходимо было отрастить трехдневную щетину на щеках. Скажут: это ж модно, многие из молодежи трехдневной щетиной щеголяют! Сейчас — да, а раньше, в 60-х годах прошлого века студентам-комсомольцам полагалось быть чисто выбритыми.
Во-вторых, одежду надо было иметь на себе самую простую: спортивная куртка, и не приведи Господь — джинсы, техасы — категорически исключались! Так — старенькое пальтишко и свитерок под ним, а еще лучше — сразу рубашка, застегнутая под горлышко, как в деревне, и брюки немодной ширины. Ну, и ботинки фабрики «Скороход», слабо и давно чищенные. Да, еще: непременно кепка нужна, чтобы снять ее в нужный момент! Это о внешнем виде. Однако главное — лицо! К нему и переходим.
В-третьих. Выражение лица должно излучать смиренную, но непреклонную отрешенность.
Вооружившись настоящей инструкцией, мною самим и изобретенной, я спокойно подходил к комсомольскому кордону, останавливался почти у самых ног цепи дружинников так, чтобы всем стало ясно, что я их просто не вижу, и, устремив взор в открытые двери храма, трижды тщательно и подробно крестился... нет — творил Крестное Знамение, сопровождаемое поясным поклоном. И шел в храм, глядя сквозь кордон «лазерным» взглядом. Расступались! Всегда! Потому что, с безумным связываться себе дороже, да и лень. Не наш он — отравленный «опиумом для народа», бедолага!
Фантастические времена, антиутопия какая-то! Но так мы жили. Чтобы к торжеству Воскресения Христова присоединиться, надо было усилие употребить. И это правильно: ведь Царство Божие усилием берется! А дружинники-то об этом не слыхали, вот уж, правда, бедолаги!
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.