Деян., 48 зач., XXV, 13-19.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, 15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; 19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим разговор о язычников, людей ничего, ни в христианстве, ни в иудаизме не понимающих, не очень в них заинтересованных. Они смотрят на иудеев и Павла как на субъектов интересного для них юридического случая.
Религиозные люди часто пренебрегают светскими и государственными институтами. Смотрят на них как на результат существования падшего человеческого общества и не видят в их существовании никакой пользы для духовного мира. На самом же деле, Церковь призвана не бежать от мира и не пренебрегать им, но преображать его, потому что люди, которые его составляют, хотя и грешники, но все же имеют образ Божий и нередко оказываются способны к нравственной жизни. Христианин живущий в мире должен вносить в него ценности Царствия Божиего. Но сделать это он может только если будет уважать и видеть хотя бы проблески добра, справедливости, верности и любви, которые уже есть в обществе.
Римская империя и дороги, которые в ней существовали никак не были связаны с христианством, но отсутствие культурных и других границ внутри империи, дороги по которым можно было беспрепятственно передвигаться способствовали скорому распространению евангельского благовестия.
В сегодняшнем чтении мы видим, как язычнику Фесту оказывается небезразлична судьба Павла, он думает о его деле, обсуждает его со знакомыми и хочет в нем разобраться. Мы видим, что так же как римские дороги, христианам в отдельных случаях помогали римские законы. Конечно, настанет время и строгость тех же римских законов обратиться на христиан во время гонений. Однако пока, именно она спасает Павла от рук разъяренной толпы. И все потому, что как говорит Фест: «у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения».
Казалось бы, это нормы еще языческие, но как было бы хорошо, если бы в той части которая говорит о свободе защищаться от обвинений они стали бы общечеловеческой нормой. Причем не нормою юридической, но нормой нравственной. Чтобы люди не были настроены агрессивно заранее, чтобы переживали о том, справедливо ли их мнение и рождающееся из него отношение. В том числе и в религиозной сфере.
Если сегодня спросить людей о том, чем отличаются христиане от иудеев — не многие смогут ответить что-нибудь по сути вопроса. В первую очередь это так потому, что люди вообще не очень хорошо разбираются в религиозных учениях, скорее обращая внимание на внешнюю сторону жизни верующих. Но если мы обратимся к сегодняшнему тексту, мы увидим, что главной проблемой было не обрезание и не исполнение ветхого закона... Главный вопрос, который вызывал споры — это вопрос о Христе. Кто Он? За кого почитают Его люди? От того, как мы ответим на него для самих себя, зависит на самом деле очень многое. Ведь если Он просто один из учителей израильских, Его призывы — это дело истории, но если Он Бог — нам стоит Ему поверить и постараться исполнить Его слова.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











