Деян., 37 зач., XV, 35-41.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который мы только что услышали, содержится очень интересный эпизод. Апостол Павел, который вместе со своими соратниками живет в Антиохии, в очередной раз собирается в миссионерское путешествие. Он приглашает разделить с собой тяготы пути своего ближайшего друга, Варнаву. В свою очередь тот собирается взять в качестве помощника своего родственника Марка. Однако апостол Павел противится этому, памятую о том, что некогда в одном из путешествий Марк оставил их с Варнаваю проповедовать одних, а сам вернулся домой. И это несмотря на то, что был поставлен на дело миссии Духом Божиим. Причина, по которой юноша это сделал, не указывается. Возможно, как говорил об этом свт. Иоанна Златоуст, будучи совсем юным, он просто испугался тяжести пути и захотел домой, к матери. Как бы то ни было, греческое слово, которое использовал автор в этом фрагменте, указывает на то, что апостол Павел считал Марка недостойным принять участие в их миссии. В его глазах это было сродни дезертирству. Варнава напротив, не видел в поступке юноши чего-то предосудительного. В результате между двумя апостолами видимо состоялся неприятный разговор, и Павел отправился в путешествие отдельно от Варанавы и Марка.
Этот эпизод демонстрирует нам важную истину. Подлинная церковная жизнь не имеет ничего общего с причесанными лубочными картинками. Здесь даже между святыми могут быть разногласия, а порой и недопонимания. Но все это и есть яркое свидетельство истинности христианской веры. Ведь если бы в Церкви не действовал Дух Божий, то, состоящая из людей с разным жизненным опытом, воспитанием, образованием, разным темпераментом, она давно прекратила бы свое существование. Лишь пребывание Христа в Своих учениках способно соединить несоединимое, сгладить все острые углы.
К слову, апостол Павел через некоторое время смягчился и принял Марка. А незадолго до своей смерти он пишет апостолу Тимофею: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». В своем послании к Колоссянам из римской тюрьмы, он просит, чтобы община приняла Марка, если он к ним придет. Это пример того, как любовь Христова покрывает все прошлые разногласия и объединяет между собой разрозненные части.
Дай же и нам, Господи, чтобы в главном у нас было единство, во второстепенном — свобода, а во всём — любовь.
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











