Когда в 1962 году в литературном журнале «Юность» была опубликована повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!», люди в библиотеках записывались в очередь, чтобы прочитать это небольшое, но, как писали критики, необыкновенной лирической мощи произведение. Оно и сегодня остаётся одним из самых читаемых, часто переиздаётся и, судя по отзывам на литературных форумах, по-прежнему не оставляет читателей равнодушными.
Да и как можно остаться равнодушными к тексту, в котором столько лета, солнца, моря, солёного бриза, аромата цветущих роз и акаций? Действие повести происходит в курортном городке, поэтому читатель с головой окунётся в атмосферу пляжей, кафе с мороженым и лимонадом, вечерних концертов под открытым звёздным небом. И, наверное, очень удивится, когда, прочитав несколько первых страниц, неожиданно поймёт, что при всём этом книга, в сущности, совсем не о безмятежной жизни под тёплым южным солнцем. По большому счёту, повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики» — о войне.
В центре сюжета — лето 1936 года и три товарища: Володя, Саша и Витя, которым после окончания девятого класса, как лучшим ученикам и комсомольцам, партийное руководство города предложило пойти в военное училище. И хотя ребята строили несколько иные планы на будущее, отказ как вариант, разумеется, даже не рассматривался.
Несколько дней, оставшиеся ребятам до отъезда, и описывает автор. И вроде бы, ничего в них нет особенного. Но поражает какая-то метафизика самых обычных и будничных вещей и поступков: прогулок по городу, разговоров, купания в море. Возможно, всё это принимает в повествовании особый оттенок и вес, потому что автор не скрывает: уехав в училище, мальчики больше не вернутся в родной город. Не увидят друзей, родителей, любимых девушек. Потому что начнётся война, и полностью всё изменит. Но герои повести, в отличие от читателя, пребывают в неведении. И поэтому, есть только эти несколько летних дней, и думы о будущем с замиранием сердца, и удивительно чистая первая любовь. И тёплый свет, который способно дарить окружающим не только южное солнце, но и человеческое сердце.
Поэтому, закрывая книгу, её героям невозможно сказать «прощай». А хочется, вслед за автором Борисом Балтером, прокричать строчкой из песни Булата Окуджавы: «До свидания, мальчики!»
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.