Когда в 1962 году в литературном журнале «Юность» была опубликована повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!», люди в библиотеках записывались в очередь, чтобы прочитать это небольшое, но, как писали критики, необыкновенной лирической мощи произведение. Оно и сегодня остаётся одним из самых читаемых, часто переиздаётся и, судя по отзывам на литературных форумах, по-прежнему не оставляет читателей равнодушными.
Да и как можно остаться равнодушными к тексту, в котором столько лета, солнца, моря, солёного бриза, аромата цветущих роз и акаций? Действие повести происходит в курортном городке, поэтому читатель с головой окунётся в атмосферу пляжей, кафе с мороженым и лимонадом, вечерних концертов под открытым звёздным небом. И, наверное, очень удивится, когда, прочитав несколько первых страниц, неожиданно поймёт, что при всём этом книга, в сущности, совсем не о безмятежной жизни под тёплым южным солнцем. По большому счёту, повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики» — о войне.
В центре сюжета — лето 1936 года и три товарища: Володя, Саша и Витя, которым после окончания девятого класса, как лучшим ученикам и комсомольцам, партийное руководство города предложило пойти в военное училище. И хотя ребята строили несколько иные планы на будущее, отказ как вариант, разумеется, даже не рассматривался.
Несколько дней, оставшиеся ребятам до отъезда, и описывает автор. И вроде бы, ничего в них нет особенного. Но поражает какая-то метафизика самых обычных и будничных вещей и поступков: прогулок по городу, разговоров, купания в море. Возможно, всё это принимает в повествовании особый оттенок и вес, потому что автор не скрывает: уехав в училище, мальчики больше не вернутся в родной город. Не увидят друзей, родителей, любимых девушек. Потому что начнётся война, и полностью всё изменит. Но герои повести, в отличие от читателя, пребывают в неведении. И поэтому, есть только эти несколько летних дней, и думы о будущем с замиранием сердца, и удивительно чистая первая любовь. И тёплый свет, который способно дарить окружающим не только южное солнце, но и человеческое сердце.
Поэтому, закрывая книгу, её героям невозможно сказать «прощай». А хочется, вслед за автором Борисом Балтером, прокричать строчкой из песни Булата Окуджавы: «До свидания, мальчики!»
22 января. Об эпохе пророчества пророка Самея
Сегодня 22 января. Память святого пророка Самея, жившего в Х веке до Р. Х.
Об эпохе его пророчества — священник Николай Дубинин.
Пророк Самей жил в сложную эпоху с точки зрения политического устройства Ветхозаветного Израиля. А именно в то время, когда он жил, сын царя Соломона Ровоам разделил царство на северное и южное. И одно из царств продолжило поклонение единому Богу, а второе уклонилось в язычество. И сам царь Ровоам предпринимает попытку вернуть вторую половину своего же разделенного царства. Однако пророк Самей выступает против. И он говорит о том, что это Божья воля. Так Богу было угодно. От меня это было. То есть не вступай в конфронтацию с самим Господом. Потому что, видимо, состояние народов, живущих на территории Израиля, племен израильских, я бы сказал, таково, что кто-то хотел продолжать поклоняться в вере отцов, а кто-то начал с языческими богами блудодействовать по выражению Священного Писания. И вот эта измена разделила народ на два царства. И пророк Самей говорит удивительную вещь. Иногда, чтобы все царство не погибло или все общество не деградировало, лучше часть этого общества отделить и изолировать. Вот об этом пророчествовал пророк Самей.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О трудах Павла Флоренского
Сегодня 22 января. В этот день в 1882 году родился русский религиозный философ Павел Флоренский.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Наш гениальный соотечественник, литературное наследие которого, ученая деятельность которого, нравственный и религиозный подвиг которого, с трудом могут быть сравнимы с кем бы то ни было из его предшественников. Он стал мучеником за веру, нося в душе приличествующую христианскому священнику кротость и любовь. При том, что сочетал скромность с гигантским объемом знаний, проявив себя и как физик, и естествоиспытатель, и библиограф, и культуролог, и историк, и религиозный мыслитель. Искусствоведы знают ценность его труда, обратные перспективы и иконостас. Те, кто изучают историю ГОЭЛРО, ведают вклад отца Павла Флоренского в этот проект, задуманный еще государем Николаем Александровичем II и грехом пополам, мало-помалу реализованный в советское время.
Мы благодарны и обязаны отцу Павлу Флоренскому за раскрытие смысла древнерусской иконы Святой Троицы, которая нынче возвратилась в отчий дом.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О личности Ивана III
Сегодня 22 января. В этот день в 1440 году родился царь Иван III, государь всея Руси.
О его личности — протоиерей Игорь Филяновский.
Московский князь и государь всей Руси Иван III Васильевич не зря прозван великим. В годы его правления Русь окончательно избавилась от монгольской зависимости, длившейся несколько веков. В этот период завершился и процесс централизации русских княжеств, а Москва окончательно утвердилась в статусе столицы. Брак с Софией Палеолог породнил Русь с Византией. У государства появляется новый герб — двуглавый орел и новый титул великого князя — «Всея Руси самодержец». Именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые позже составят официальную идеологию московского государства.
Большой шаг вперед при Иване III сделало русское зодчество. Символом Москвы как столицы стало строительство в 1479 году уникального для того времени по красоте и размеру кафедрального собора Русской Православной Церкви — Успенского собора. Через несколько веков в Великом Новгороде в 1868 году будет воздвигнут памятник тысячелетию Руси. Фигуры среднего ряда памятника олицетворяют шесть эпох российского государства. Среди них почетное место принадлежит Ивану III Васильевичу, объединителю русских земель вокруг Москвы и основателю самодержавного русского царства.
Все выпуски программы Актуальная тема