
Фото: Egor Myznik/Unsplash
9 февраля 1918 года Добровольческая армия — силы Белого движения, расположенные на юге России — вела бои в Ростове-на-Дону. На улицах города слышалась стрельба. Юная барышня, в форме сестры милосердия торопливым шагом шла в направлении железнодорожной станции. В здании вокзала располагался перевязочный пункт Добровольческой армии.
Уже на самом подходе её вдруг остановил белый офицер.
— Сестрица, не ходите туда! — сказал он. — Там сейчас бой!
Девушка на несколько секунд остановилась, словно что-то обдумывая, потом поклонилась офицеру и... пошла дальше — туда, откуда доносилась стрельба. Офицер только покачал головой, будто удивляясь такому выбору. Но этот выбор сестра милосердия Зинаида МокиЕвская-ЗубОк — так звали барышню — сделала не сейчас, а гораздо раньше.
Зинаида выросла в интеллигентной семье. Родители с детства приобщали её к искусству. Больше всего девочке нравилась музыка; она подавала большие надежды как пианистка. Зина хотела поступать в музыкальное училище, но грянула Первая мировая война и эти планы пришлось оставить. Достигнув совершеннолетия, в начале 1917 года она записалась на курсы сестёр милосердия и через несколько месяцев была назначена в расположенный между Ростовом и НахичевАнью лазарет для военнопленных.
Там и застало её известие о большевистском перевороте. Началась гражданская война, и Мокиевская-Зубок сразу же включилась в работу госпиталя Добровольческой армии. Когда в Ростов вошли красные и белая армия, неся большие потери, стала отступать, не все добровольцы сразу сумели покинуть город. Зина, рискуя жизнью, в составе подпольной группы помогала воинам — доставала одежду, деньги, помогала выбираться из города. Одного из добровольцев, у которого были сильно обморожены ноги, Зина с согласия родителей приютила у себя дома и ухаживала за ним, пока он не смог самостоятельно двигаться.
В мае 1918 года Зинаида присоединилась к Добровольческой армии на фронте, близ станицы Мечетинской, где развернулся походный лазарет. Перед отъездом на фронт она молилась перед семейной святыней — иконой Божьей Матери.
Служение сестры милосердия Зина несла самоотверженно. Отступая, добровольцы продолжал вести бои. Как-то раз ей пришлось трое суток, не смыкая глаз и ни разу не присев, в одиночку перевязывать раненых, буквально ежеминутно поступающих в походный госпиталь. На протяжении нескольких недель она каждый день, без подмены, возила раненых на станцию для отправки поездом в тыл и несколько раз попадала под обстрел противника. Не раз ей приходилось держать за руку умирающих, утешая их перед смертным часом. Вместе с Добровольческой армией она до конца прошла трудный и опасный путь до Крыма, откуда, уже без какой-либо надежды на победу в борьбе с большевиками, вместе с другими была на корабле эвакуирована в Константинополь.
В 1974 году писатель Александр Солженицын обратился ко всем здравствующим свидетелям Гражданской войны в эмиграции с просьбой написать свои воспоминания о событиях того времени. Зинаида Степановна откликнулась — так на свет появились мемуары Мокиевской-Зубок, которые в 2005 году в Канаде опубликовал её сын. Сегодня они — фактически единственный источник информации об этой удивительной женщине, в лихие и страшные годы совершавшей свой подвиг милосердия.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов