Здравствуйте, с вами Дарья Виноградова!
По себе знаю, как много значит молитва родных и друзей. Она способна поддержать человека в самые трудные моменты. В своей жизни я ощущала помощь от Бога и близких не раз. Тем не менее, рассказы, связанные с силой молитвы не перестают меня удивлять и укреплять в вере.
Так, недавно прочитала интервью священника Николая Кравченко, которое было опубликовано на сайте Православие.ру. Отец Николай в прошлом человек военный. Задолго до того, как стал священником, он служил в воздушно-десантных войсках, участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Здесь он особенно ощущал действие Божьего промысла в жизни. На глазах отца Николая не раз происходили чудесные случаи, повлиявшие на его духовный путь. Об одном из них священник рассказал в своём интервью.
В Чечне он потерял хорошего друга Сергея, который был водителем-механиком и подорвался на мине. Николай тогда очень тяжело переживал смерть близкого человека. Однажды, когда будущий батюшка вместе с группой находился в ожидании серьёзного задания, он немного задремал на свежем воздухе и вдруг увидел, что перед ним стоит Сергей, живой и невредимый. Николай никак не мог поверить своим глазам и даже было обрадовался. А его боевой друг стал рассказывать о смертельной опасности, которая грозит их отряду. Он сообщил, что через несколько дней Николая с группой вызовут на задание, и подробно описал участок горной дороги, по которой они будут двигаться. Опасность заключалась в том, что там повсюду были спрятаны мины. Чтобы спасти друга от неминуемой гибели посоветовал ему читать в пути молитву «Отче наш». На этих словах Сергей ушёл.
Прошло несколько дней после необычного разговора Николая с другом. Отряд действительно вызвали на срочное задание. Солдат распределили по нескольким машинам, и колонна двинулась по дороге в сторону гор. Николай, вспоминая слова своего товарища, непрерывно читал про себя молитву «Отче наш». Как только стали подниматься в горы, впереди показался тот самый опасный участок дороги, о котором рассказывал Сергей. Последнее, что увидел тогда перед собой солдат Николай Кравченко — это чёрная стена от взрыва. Очнулся в госпитале, чудом остался жив!
Уже после того, как Николай вернулся со службы домой, он пришёл к своему знакомому священнику, рассказал о странном диалоге с Сергеем и о чудесном спасении после взрыва. Батюшка объяснил мужчине, что через близкого друга ему явилось милосердие Бога, и посоветовал молиться за Сергея.
Эти слова Николай запомнил на всю жизнь. С тех пор прошло уже много лет. В настоящее время, уже сам, будучи священником, отец Николай Кравченко продолжает молитвенно вспоминать Сергея и говорит так: «Хожу и думаю: друг всегда рядом. За меня есть кому молиться».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.