Деян., 14 зач., V, 12-20
12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Первая христианская община была тесно связана с Иерусалимским храмом. Апостолы и те, кто был с ними в то время, не осознавали самих себя как какой-то отдельный культ, ведь и Христос Спаситель нигде и никогда не говорил, что Он пришёл основать новую религию. Пришествие Мессии Христа — естественное развитие ветхозаветной религии и исполнение древних пророчеств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для своих собраний апостолы избрали одно из помещений Иерусалимского храма, то помещение, о котором нам известно по описаниям еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. То место, которое книга Деяний святых апостолов называет «притвором Соломона» было по своей конструкции портиком. Собственно, именно это слово — портик — и используется в оригинальном тексте книги. Это одна из внешних открытых галерей, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. Но важно то, что оно было открытым и потому находиться там мог абсолютно любой человек. А кроме того, оно было достаточно просторным. Но, как мы сегодня услышали, «из посторонних же никто не смел пристать к ним», то есть к апостолам. «Не смел» не потому, что боялся преследований со стороны властей. И не потому, что кому-то это было воспрещено самими апостолами. Причина тут совсем в другом. Ее можно объяснить всеобщим удивлением и трепетом перед апостолами из-за их способности творить чудеса и, в больше степени, из-за их нравственного облика. Блаженный Феофилакт говорит об этих причинах так: «Со всех сторон возрастало удивление апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцелённых, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди, и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни. Да, это удивление проистекало не только из чудес, но и потому, что самая жизнь и добродетели этих мужей были великие и поистине апостольские». Но кроме того, апостол Пётр, по мысли святителя Иоанна Златоуста, «внушал страх, наказывая и обличая сокровенное в мыслях». Все это — и необычайные чудеса, и благоговейный трепет перед апостольской общиной — говорит о данной Христом Спасителем Церкви силе и ее поразительной действенности. В первохристианские временя действия Церкви проявлялись не только в проповеди Слова Господня, но также в физическом и душевном исцелении больных. Сейчас, несмотря на то что времена изменились, главная цель Церкви остаётся прежней — исцелять грешных людей. Благодаря развитию медицины, многие физические и психические болезни сегодня исцеляются с помощью лекарств и терапии, но грех — как болезнь тотальную — невозможно излечить никакими лекарствами и человеческими ухищрениями. Исцелить от греха со всеми его симптомами может только Бог. Он начал это исцеление, послав на землю Своего Сына, Которого и воскресил из мёртвых. Те люди, которые соединяются с Воскресшим Иисусом Христом в вере и любви, соединяются с Ним в Его смерти и Воскресении. Они уже здесь, в мире греха и несвободы, получают залог вечной жизни — надежду на полное и окончательное освобождение, на исцеление от греха со всеми его убийственными следствиями. Это освобождение в богословии и называется «спасением».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.