
Деян., 14 зач., V, 12-20
12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Первая христианская община была тесно связана с Иерусалимским храмом. Апостолы и те, кто был с ними в то время, не осознавали самих себя как какой-то отдельный культ, ведь и Христос Спаситель нигде и никогда не говорил, что Он пришёл основать новую религию. Пришествие Мессии Христа — естественное развитие ветхозаветной религии и исполнение древних пророчеств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для своих собраний апостолы избрали одно из помещений Иерусалимского храма, то помещение, о котором нам известно по описаниям еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. То место, которое книга Деяний святых апостолов называет «притвором Соломона» было по своей конструкции портиком. Собственно, именно это слово — портик — и используется в оригинальном тексте книги. Это одна из внешних открытых галерей, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. Но важно то, что оно было открытым и потому находиться там мог абсолютно любой человек. А кроме того, оно было достаточно просторным. Но, как мы сегодня услышали, «из посторонних же никто не смел пристать к ним», то есть к апостолам. «Не смел» не потому, что боялся преследований со стороны властей. И не потому, что кому-то это было воспрещено самими апостолами. Причина тут совсем в другом. Ее можно объяснить всеобщим удивлением и трепетом перед апостолами из-за их способности творить чудеса и, в больше степени, из-за их нравственного облика. Блаженный Феофилакт говорит об этих причинах так: «Со всех сторон возрастало удивление апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцелённых, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди, и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни. Да, это удивление проистекало не только из чудес, но и потому, что самая жизнь и добродетели этих мужей были великие и поистине апостольские». Но кроме того, апостол Пётр, по мысли святителя Иоанна Златоуста, «внушал страх, наказывая и обличая сокровенное в мыслях». Все это — и необычайные чудеса, и благоговейный трепет перед апостольской общиной — говорит о данной Христом Спасителем Церкви силе и ее поразительной действенности. В первохристианские временя действия Церкви проявлялись не только в проповеди Слова Господня, но также в физическом и душевном исцелении больных. Сейчас, несмотря на то что времена изменились, главная цель Церкви остаётся прежней — исцелять грешных людей. Благодаря развитию медицины, многие физические и психические болезни сегодня исцеляются с помощью лекарств и терапии, но грех — как болезнь тотальную — невозможно излечить никакими лекарствами и человеческими ухищрениями. Исцелить от греха со всеми его симптомами может только Бог. Он начал это исцеление, послав на землю Своего Сына, Которого и воскресил из мёртвых. Те люди, которые соединяются с Воскресшим Иисусом Христом в вере и любви, соединяются с Ним в Его смерти и Воскресении. Они уже здесь, в мире греха и несвободы, получают залог вечной жизни — надежду на полное и окончательное освобождение, на исцеление от греха со всеми его убийственными следствиями. Это освобождение в богословии и называется «спасением».
Цыганка. Ольга Шушкова

Однажды я приехала в храм сразу после работы. Поесть днем не успела и решила зайти в кафе, перекусить перед службой. На пороге передо мной возникла цыганка.
— Золотая, дай, сколько сможешь. Дети голодные! — начала она.
Я для себя давно выработала правило: если подходят за помощью именно к тебе — окажи эту помощь. Но тут у меня сработал стереотип, и началось искушение. Про цыганок я слышала, что они обманывают, обкрадывают, вводят в гипноз. Короче говоря, с ними надо быть начеку и лучше не общаться.
Я быстро протянула сто рублей и почти побежала в кафе, чтобы не втягиваться в разговор. Слышала, что цыганка кричала мне вдогонку что-то про семерых детей и продукты, но я уже успокоилась тем, что дала, сколько смогла, и через минуту забыла об этой встрече.
Пообедав и выйдя на улицу, вспомнила, решила зайти в магазин. И вдруг у кассы опять случайно столкнулась с той цыганкой. Я как-то смутилась, подумав, что сейчас она снова начнет просить. Но та, узнав меня, только громко, не обращая внимания на народ, сказала:
— Спасибо! Ангела-хранителя!
Стало неловко. Я ожидала попрошайничества, а женщина при всех поблагодарила.
Купив, что нужно, я направилась к храму. И как же удивилась, когда увидела, что навстречу в третий раз шла та же цыганка! Теперь она, еще издали громко, на всю улицу, провозгласила:
— Спасибо! Во славу Божию!
В этот раз я заулыбалась. Она же, ничего так и не попросив больше, пошла дальше.
«Вот тебе и цыганка!» — мелькнуло в мыслях. А самой стало стыдно.
Ведь давно себе выработала правило: прежде чем подумать плохо, подумай хорошо. И вот, не сумела отнестись к женщине без предубеждения. А каким хорошим, благодарным человеком оказалась эта цыганка! Сразу вспомнились слова Паисия Святогорца: «Не принимай дурных помыслов». Вроде, простые слова, да, оказалось, не просто выполнимые.
Ведь считаю себя христианкой. В храм приехала. Но вот, столкнулась с женщиной, которую никогда прежде не видела, выпрашивающей деньги, и сразу осудила, опираясь на стереотип, поспешила откупиться малым и даже не дослушала до конца. А она, трижды встретив меня в тот день, трижды благодарила за малую лепту. И в чем же тогда моё христианство? Ведь не возлюбив ближнего своего, нельзя возлюбить и Бога.
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
31 мая. О духовных ценностях

29 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о духовных ценностях.
Если хоть каждый приведёт кого-то ко Христу, если каждый протянет руку помощи тому, который нуждается, если каждый поможет людям, которые в жизни отчаиваются и иногда превращаются в циников, отказывающихся от всего: от веры, от Родины и вообще от всего святого.
Но вот если хоть кто-то и когда-то маленькую частицу внесёт в исправление этих недугов, то вот это и будет наш ответ на ту благость, которую Господь простёр сегодня над нашей Церковью, над нашими приходами, над нашими монастырями.
Поэтому молитва моя, конечно, за Отечество наше, чтобы Господь не оставлял Родину, чтобы всегда во главе страны нашей были люди православные, поскольку страна православная, чтобы всегда сохранялись те ценности духовные, без которых Россия потеряет свою идентичность, свою самобытность, чтобы каждое последующее поколение русских людей, граждан России и даже не граждан, живущих в нашей стране, воспринимали свою ответственность пред Богом, перед Церковью и даже перед историей за продолжение духовной жизни, духовной традиции нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 мая. О духовном смысле о воскрешении апостолом Павлом отрока Евтиха

В 20-й главе Книги деяний Святых Апостолов есть повествование о воскрешении апостолом Павлом отрока Евтиха.
О духовном смысле этого события — священник Максим Пустовый.
Это фрагмент из «Деяний святых апостолов», повествующий про путешествие апостола Павла в Милет через город Троаду. Случилось это событие в празднование и воспоминание воскресного дня.
Павел проповедовал в горнице, а один мальчик по имени Евтих, сидевший на окне, уснул и упал вниз с третьего этажа и был обнаружен мертвым. Павел спустился вниз, обнял юношу и сказал, чтобы люди не беспокоились, потому что душа его ещё находится в нём. Значит, апостол был уверен в его воскресении. Когда отрока привели живым, собрание немало утешилось.
Значит ли это, что троадские христиане видели здесь обыкновенный случай и остались равнодушными к нему, и что Павел не принимал никакого участия в возвращении отрока к жизни? Нет. Сила чудотворения, данная ему Богом, помогла удержать душу, ещё не покинувшую тело мальчика.
Событие это учит нас до последнего земного дыхания верить и надеяться на благодатную помощь Божию, знать, что Господь любит и ждёт покаяния каждого из нас, потому что без Его святой воли и волос не упадет с нашей головы. Поэтому и наша свободная человеческая воля должна быть направлена навстречу воле Бога Отца в векторе исполнения Его святых заповедей.
Все выпуски программы Актуальная тема