
Деян., 6 зач., II, 38-43.
38Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что апостол Петр обратился с пламенной речью к иудеям, которые собрались в Иерусалим на очередной религиозный праздник. Он рассказал им о Христе и его крестной жертве. Более того, он упрекнул собравшихся, что именно по причине их равнодушия, косности и неверным представлениям о Боге Израиль распял собственного Мессию и Спасителя. И вот завершая свое слово, он и призывает их покаяться. Да, именно теме покаяния посвящен сегодняшний отрывок.
Если перевести слово покаяние с греческого языка дословно, то мы получим словосочетание «изменение ума». Подлинное покаяние — это всегда существенная трансформация того образа мысли, к которому я привык. Печально, но даже церковные люди в некоторых случаях не понимают этого. Довольно часто мы называем покаянием перечисление списка грехов на исповеди. Это большая ошибка. Ведь порой мы делаем это, словно сдаем начальству отчет о проделанной работе. Констатируя набор фактов. Подлинное покаяние — это всегда потрясение души, которое является неизбежным результатом открытия чего-то нового. Понимание того, что больше думать так, как я раньше думал, говорить те слова, которые я говорил и т.д. невозможно. Иными словами, покаяние — это расширение горизонтов моего духовного опыта. Зачастую это событие не очевидно для окружающих. Его свидетелем остаются лишь сам человек и Бог. Однако только за одно такое внутренне движение Господь готов спасти человека, как, например, Он спас разбойника на кресте. В случае иудеев, к которым обращается апостол Петр покаяние означает кардинальный пересмотр своего отношение ко Христу и принятие всем своим умом и сердцем ту мысль, что Он и есть Мессия и Бог. Согласитесь, довольно серьезный мировоззренческий сдвиг.
Из этого следует второй важный момент. Покаяние не просто изменение образа мысли. Это неизбежное изменение образа действия. Человек больше не вернется к тому, в чем он искренне раскаялся. Он начинает жить по совершенно новым правилам. Действительно раскаявшийся вор, не будет больше воровать, убийца — убивать, сплетник — сплетничать, завистник — завидовать и т.д. Об этом свидетельствует и сегодняшний отрывок. Те, кто принял слова Петра искренне, немедленно крестились, а после этого начали жить совершенно по-другому.
Кто-то возразит: «Сложно бросить курить, даже если ты понимаешь, что это плохо. Кайся, не кайся — бесполезно. Все время возвращаешься к старому». Это подводит нас к главному. Подлинное покаяние — это всегда дар Бога. Ведь посмотрите, перед тем как иудеи принимают крещение, говорится, что они «умилились сердцем», слушая слова Петра о Христе. Так на них подействовала та благодать Святого Духа, которую Бог дал апостолам в День Пятидесятницы. Именно она перевернула их сердца, умы, и дала силы жить по-новому.
А поэтому, если мы действительно хотим изменить свою жизнь, необходимо не просто заставлять себя думать и действовать иначе. Следует всеми силами искать источники Божественной благодати. Только она способна восполнить все наши труды, и даровать нам такие желаемые прощение, мир и душевный покой.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема