Жители московского района Южное Бутово, пожалуй, и не знают, почему это одна из улиц называется Венёвской. А меж тем, Венёв – это название маленького городка в Тульской области. Кстати, с Москвой его роднит еще одно обстоятельство – в Венёве тоже есть Красная площадь. А еще там самая высокая колокольня, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.
Венёв – маленький уютный городок в Тульской области, примерно в 190 км к юго-востоку от Москвы. По мнению первого исследователя местной истории Даниила Гедеонова, «венёвой» местные жители называли берёзу. Отсюда и название.
Первое упоминание о городе в летописях относится к 1371 году. Венёвская крепость обороняла тогда западные рубежи Великого княжества Рязанского от кочевников, начиная еще со времен монгольского ига.
Есть, предание, что один из местных жителей послал с войском Дмитрия Донского на Куликовскую битву 12 своих сыновей. Все они погибли, а на месте их захоронения и по сей день бьёт источник Двенадцать ключей. Его целительная сила известна далеко за пределами Венёвской земли.
Ежегодно в середине июня проводится фольклорный фестиваль «Двенадцать ключей», на который съезжаются народные коллективы со всей России.
В конце XV века венёвские земли приобрел великий князь московский Иван III. Его внук Иван Грозный начал строить пограничную линию укреплений - Большую засечную черту. Она протянулась с запада на восток через тульские земли, дабы защитить Московское государство. Во время одного из набегов крепость была сожжена. Однако же в середине 16-го века на высоком берегу Венёвки вырос новый город и новая крепость, которая выдержала не одно нашествие.
В городе к началу XIX века было восемь храмов, но сохранились только три - Иоанно-Предтеченский, Воскресенский и Богоявленский.
Настоящим символом города колокольня Николаевского храма на Красной площади (сам храм не сохранился). Это самое высокое здание в Тульской области, его высота составляет 75 метров. В центре Красной площади еще один уникальный памятник - Венёвские Каменные палаты. Это старейшее административное здание во всей Тульской области.
Под стать городу и люди. Уже в XVII веке некоторые купцы вели дела аж напрямую с Китаем. Имели серьёзные интересы в Москве, Богородицке, Тамбове. Венёвцы стали известными строителями. Местный купец Федор Чеботарев спроектировал и построил уникальную плотину тульского оружейного завода, за что получил золотую медаль. А в 18-м веке разразился строительный бум, и Венёв стал лидером в губернии по каменному строительству. Даже лондонская энциклопедия писала, что в Тульской губернии есть два крупных города - Венёв да Тула.
С венёвской землёй связаны имена многих видных деятелей. Это механик, строитель Тульского оружейного завода Яков Тимофеевич Батищев; знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов; общественный деятель и законодатель князь Владимир Черкасский; держатель железнодорожных концессий Максимилиан Карлович фон Мекк; оперная певица, меценатка и поэтесса Зинаида Волконская; род Шереметевых. В селе Свиридово жил и работал помещик-писатель Сергей Владимирович Озеров, редактор журнала «Псовая и ружейная охота».
У стен Венёв-Никольского монастыря похоронен местный помещик Сергей Семенович Ржевский. Некоторые исследователи считают, что именно он послужил прототипом знаменитого поручика Ржевского.
Венёв стал прототипом города Веревкина в одном из произведений известного писателя-фантаста Кира Булычева. Он посвятил городу свою книгу «Лишний близнец».
Вот такой он, маленький город Венёв…
К нему вполне можно отнести известную русскую поговорку: «Мал, да удал…
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема