Аквагимнастика для беременных — особый набор специальных упражнений в воде, разработанный акушерами и остеопатами. О том для чего он нужен и как правильно с ним освоиться расскажет инструктор Ольга Фомина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У меня в гостях Ольга Фомина – инструктор по аквагимнастике для беременных, руководитель клуба “Dream Swim”, здравствуйте, Ольга!
О.Фомина
— Добрый день!
С.Бакалеева
— То есть, я так понимаю, что есть такая аквагимнастика, которая показана беременным. Аква, это значит, она в воде происходит?
О.Фомина
— Да, безусловно, аквагимнастика, ее так назвали, потому что это есть специально разработанная гимнастика, разрабатывалась она акушерками и остеопатами, родительской школой «Драгоценность» и она проводится в воде. То есть, это ряд упражнений, которые направлены на то, чтобы подготовить женщину к родам. То есть максимально задействованы те мышцы, которые будут работать в водах и прорабатываются на этой гимнастике психологические такие аспекты, которые… ну, допустим, важные акушерке, если она присутствует при родах и помогает женщине родить.
С.Бакалеева
— А что значит психологические аспекты? Как можно в воде проработать психологию?
О.Фомина
— Ну смотрите, например, такие моменты – доверие партнеру. В воде есть ряд упражнений, когда мы, допустим, к примеру, упражнение на расслабление, когда много, то есть все участники процесса, выстраиваются в одну линейку и одна из участниц ложится, просто ложится на воду, доверяется и мы передаем на руках эту женщину вдоль всех других участников.
С.Бакалеева
— То есть она такое пассивное существо, которое должно максимально ничего не делать?
О.Фомина
— Максимально доверять. Это кажется, если стоять на бортике смотреть на плывущую женщину, то кажется, что она ничего не делает, на самом деле, когда до женщины, тем более беременной, когда она носит себя как хрустальную вазу и боится любых прикосновений, когда до нее дотрагиваются 20 пар рук практически одновременно, да, это очень сложно при этом расслабиться и отдаться ощущениям своим. То есть принять вот эти ощущения и что еще в твоем таком психологическом поле еще кто-то есть, чьи-то руки, к примеру, в этом упражнении.
С.Бакалеева
— А это доверие ей потом нужно будет в родах применить? Эту практику доверия, да?
О.Фомина
— Да, потому что в родах, как правило, у нас существует, ну вообще в России, в Москве в частности, помощники. То есть женщина в родах, она не находится одна, как правило. То есть, это либо акушерка, либо муж, либо врач, то есть какой-то еще человек, которому необходимо, чтобы она доверяла в родах. Потом еще есть упражнение на доверие, когда женщина находится вод водой, то есть тренируется и задержка дыхания – гипоксия в легкой такой степени, то есть тренировка идет и плода и женщины. Потому что при схватках плод испытывает такое кислородное голодание, да, легкую степень гипоксии. Поэтому, если женщина делает какие-то дыхательные гимнастики, занимается какими-то практиками дыхательными, то в любом случае, ей это пойдет только на пользу.
С.Бакалеева
— Обычно же говорят о гипоксии, как о негативном таком явлении. Как эта же самая гипоксия может нам помочь?
О.Фомина
— В родах гипоксии не избежать, то есть, при каждой схватке, так или иначе, ребенок испытывает легкую степень кислородного голодания. И, если ребеночек тренированный, допустим, как я говорила, женщина занимается какими-то физическими упражнениями, она так, или иначе тренируется, идет тренировка дыхания и бассейн этому очень способствует, то есть, такая аквагимнастика, то тренированный, так скажем, ребеночек, он уже менее… для него это будет менее травматично, он уже, можно сказать, что не будет обращать внимания на вот эти схватки, на эту легкую степень гипоксии, потому что она для него будет привычной. Там будет масса других аспектов, но этот уже не будет так сильно влиять на него.
С.Бакалеева
— А физически может вода как-то укрепить беременную женщину?
О.Фомина
— Конечно, ведь в воде, во-первых, очень важно, что в воде женщина перестает ощущать тот вес, тот лишний вес, который ей, ну скажем так…
С.Бакалеева
— Приходится все время носить с собой.
О.Фомина
— Приходится носить с собой, да. Женщины, даже когда выходят из бассейна, они с таким трудом залезают по лесенке, возвращаясь в свое тело. То есть, с одной стороны, это разгружает, разгружает позвоночник, то есть мы снимаем нагрузку в воде, с другой стороны, вода – это же постоянное преодоление сопротивления. То есть, любое движение в воде встречает сопротивление, поэтому, работа идет…
С.Бакалеева
— Так, она все-таки отдыхает в воде, или трудится?
О.Фомина
— Она отдыхает от того веса, который есть на суше и трудится, то есть работают те мышцы, которые нам нужны в родах. Это, допустим, упражнения на растяжку, да, у нас идут в воде, это упражнения на… мы, допустим, плаваем дельфином, есть такое упражнение, когда мы проплываем весь бассейн дельфином. С одной стороны, женщине не сложно плыть, но с другой стороны, проплыв бассейн, она все же устает, да, то есть мы разгружаем позвоночник и включаем те мышцы, которые обычно не работают.
С.Бакалеева
— А если женщина не умеет плавать, вы ее возьмете?
О.Фомина
— Ну да, не все же женщины рожали уже, некоторые не умеют рожать. Но тем не менее, они, им приходится это делать. Поэтому, если женщина пришла в бассейн, ну она так или иначе хочет научиться.
С.Бакалеева
— То есть вы тогда начнете с обучения плаванию?
О.Фомина
— Нет, не обязательно учить плавать женщину там, есть упражнения, которые можно делать, не умея плавать. Потому что 90% упражнений – это на растяжку, на погружение в воду, на взаимодействие с партнером, то есть, не обязательно совершенно уметь плавать какими-то стилями. То есть, это напряжение и расслабление, растяжка и задержка дыхания, вот основные аспекты. И очень важный психологический аспект, чтобы женщина главное сумела погрузить лицо в воду.
С.Бакалеева
— Не для всех это легко, да?
О.Фомина
— Нет, не для всех, некоторые не могут это сделать, то есть преодолеть вот этот страх. У некоторых же женщин, есть панический страх, вот это ощущение боязни воды. И даже не просто боязни, а так называемая фобия, когда они категорически отказываются это делать.
С.Бакалеева
— Это что-то связанное с детскими переживаниями?
О.Фомина
— У некоторых, да, у некоторых такая психологическая особенность, да, что не могу и все. Это страшно, страшно остаться без воздуха, страшно остаться в каком-то таком неведомом и неконтролируемом состоянии и как раз вот этот, наверное, аспект мы и стремимся… я имею в виду мы, я подразумеваю акушерки, то есть медицинскому персоналу это важно очень знать, потому что женщина, которая не может преодолеть вот этот порог неизвестности и все-таки пересилить себя и опуститься под воду, скорее всего могут в родах возникнуть какие-то сложности.
С.Бакалеева
— А если вам удастся с ней поработать в воде, то это как-то потом облегчит течение родов?
О.Фомина
— Это облегчит, потому что женщина, она в воде может понять одну такую простую вещь, мы это называем пределом и каждая женщина понимает, что за каждым «не могу», то есть она, допустим, не могла погрузиться в воду, а потом, к концу занятия она поняла, что ага, могу. И появилось такое ощущение того, что раньше ей казалось вообще невозможным, страшным.
С.Бакалеева
— Она преодолела себя?
О.Фомина
— Она преодолела, да и как раз нашла вот этот свой предел. Предел, который… то есть, она поняла, да, что, если… есть вещи, которые она способна преодолеть и это в родах, допустим, при каждой схватке, или когда уже начинаются потуги, она вспоминает, что…
С.Бакалеева
— У нее такой опыт преодоления был уже.
О.Фомина
— Уже было преодоление, да, и когда ей кажется, что уже не могу, она понимает, что нет, организм такая хитрая штука, что она все сможет, преодолеет и вот эта вера в себя, она, конечно, очень помогает женщине в родах.
С.Бакалеева
— А Вы говорили о взаимодействии с партнером, подразумевается ли, что женщина ходит на занятия с мужем? На водные занятия?
О.Фомина
— Ну, это не обязательно, но это очень желательно, чтобы она пришла именно с партнером, да, с мужем, который…
С.Бакалеева
— Или нужен любой партнер, это может быть подруга, мама?
О.Фомина
— Теоретически, это может быть и мама, и подруга. Но, все-таки, если это муж, который будет с ней и после родов ее поддерживать, то есть лучше конечно, если она вместе со своим любимым человеком, мужем, пройдет всю подготовку, ощутит его поддержку, потому что для женщины психологически это очень важно. Потому что не знаю, делали ли они ребенка и планировали все-таки не с мамой, а с мужем, да, и поэтому, ну, как мне кажется, что поддержку женщине приятнее было бы ощутить от мужа.
С.Бакалеева
— А чего ждать будущим отцам от этих самых водных занятий? Что их там ожидает, что они должны будут делать?
О.Фомина
— На самом деле на занятиях мамы и папы у нас ничем не отличаются, будущие я имею в виду родители. Потому что мужья выполняют те же упражнения, что и женщины. То есть они на себе испытывают те же самые ощущения, да, вот этой растяжки, вот этого доверия, того же погружения под воду, те же тактильные какие-то упражнения на расслабление. То есть, они проходят все то, что и беременная женщина.
С.Бакалеева
— А если папа точно так же боится опустить лицо под воду, стоит ли ему преодолевать себя? Ему же не придется все равно проходить через роды7
О.Фомина
— Нет, ему через роды не придется проходить, но папы, как правило, очень охотно опускают лицо…папе очень сложно признаться.
С.Бакалеева
— Пап с такой фобией Вы не встречали?
О.Фомина
— Ну, даже, если фобия была, то где-то к середине – концу занятия она преодолевается гораздо проще, чем у женщин, потому что папа видя, что на занятиях присутствуют как правило шесть-семь пар. И если 14 человек плавают под водой, ну, 13, без этого папы, который боялся, то папе очень сложно признаться, что он… то есть, он либо изначально не пойдет на занятия, а придумает много всяких причин для того, чтобы не прийти.
С.Бакалеева
— А вот стоит ли женщине настаивать на том, если он уже проявляет беспокойство и не хочет идти, или не надо в такой дискомфорт его вводить, лучше самой пойти на занятия.
О.Фомина
— Я считаю, что не стоит настаивать, потому что, ну как правило, ни к чему хорошему, это, наверное, не приведет. Потому что, если папа начинает нервничать, переживать, вода очень хорошо передает все эти ощущения и другим участникам ни к чему испытывать эти переживания.
С.Бакалеева
— А для самой женщины, есть ли противопоказания? Такие ситуации, когда ей не показана аквагимнастика?
О.Фомина
— Безусловно есть, но это уже, я думаю, что вопрос медицинских каких-то противопоказаний, это лично акушерка, или врач, которая наблюдает женщину в родах, она ей должна сказать…
С.Бакалеева
— Во время беременности наблюдает ее.
О.Фомина
— Да, она должна. Женщина перед занятием обязательно должна проконсультироваться со своим врачом, стоит ли ей вообще посещать эти занятия. Потому что бывают такие особенности, когда одной женщине при тех же условиях не противопоказано идти на занятия, а у другой женщины могут быть какие-то отклонения и ей уже не стоит туда идти. То есть, это решает не инструктор, это решает врач.
С.Бакалеева
— А на каком сроке лучше всего заниматься? На ранних, на поздних?
О.Фомина
— Ну, конечно, начинать нужно, чем раньше, тем лучше.
С.Бакалеева
— Даже так, пока даже беременность не заметна, все равно, можно заниматься, да?
О.Фомина
— Ну, конечно, да, здесь же идет речь о том, что подготовка не только малыша в утробе матери, но и женщины. То есть, чем лучше она будет физически готова, тем, конечно же, легче ей будет в родах.
С.Бакалеева
— То есть она может весь период беременности заниматься в бассейне?
О.Фомина
— Да, и не только в бассейне, существуют же гимнастике и на суше и другие, допустим, работа с голосом. То есть, есть разные другие занятия, которыми лучше заниматься в течение всей беременности, а не только на последнем месяце, к примеру.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Ольга! У меня в гостях была Ольга Фомина – инструктор по аквагимнастике для беременных, руководитель клуба :”Dream Swim”. Мы с ней говорили о том, насколько вода полезна, благоприятна и лечебна для беременных. Не только в физическом, как утверждает Ольга, но и в психологическом аспекте. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











