Афон, конечно, место особое. Об этой монашеской республике можно говорить бесконечно долго. Ведь такого количества интересных традиций, как на Афоне, вряд ли где в мире можно найти. Причем познакомиться с некоторыми из них можно, как говорится, «по ходу». Вот и со мной на Афоне как-то произошло нечто подобное.
На Святой горе (так еще называют Афон) есть негласная традиция — если паломник пришел пешком, значит ему нельзя отказать в еде и ночлеге. На Афоне имеется двадцать монастырей. Все они равномерно ррасположены на полуострове. При этом некоторые находятся в относительной близости друг от друга. Как-то, пользуясь небольшим расстоянием, я пошел из одного монастыря в другой. Целью моего путешествия была афонская обитель Дохиар.
«Дохиар» — очень интересный и древний монастырь. Его название переводится с греческого как «келарь». Келарем в монастыре называют монаха, в обязанности которого входит забота о пропитании монахов. Келарь закупает продукты, отвечает за их сохранность. Смотрит он и за тем, насколько добросовестно работает в монастыре кухня. Монастырь Дохиар получил такое интересное название потому, что бы основан много веков назад келарем Великой Лавры — наиболее авторитетного афонского монастыря.
Дохиар один из самых гостеприимных монастырей Афона. Здесь паломника всегда примут и накормят и, если нужно, дадут возможность переночевать. Дело в том, что основной святыней монастыря является икона Божией Матери «Скоропослушница», то есть та, которая скоро исполняет просьбы людей. В Дохиаре считают, что если паломник пришел в монастырь поклониться иконе, значит Божия Матерь обязательно ему поможет и значит и монахам нельзя отказать в помощи этому человеку.
Дохиар славится своей гостеприимностью не только по отношению к людям. Помню, как приблизившись к воротам этого монастыря, увидел, как навстречу мне вышел местный монах с большим тазом в руках. Встав на площадке перед воротами, он начал произносить «Пс-пс-пс» (если кто не знает, так в Греции подзывают кошек)
Тут же на его зов молниеносно отреагировало множество кошачьих. Кошки появлялись отовсюду. Большего количества кошек на один квадратный метр я еще не видел. Их было более ста. Голодные кошки окружили монаха. А тот, стал мирно высыпать из таза принесенную для них еду — объедки с монастырского стола.
Оказалось, что подобное происходит здесь ежедневно. Когда я спросил потом, почему дохиарские монахи заботятся о пропитании кошек, мне ответили так. За любое гостеприимство Дохиар получает подарок от Бога. Это касается и кошек. Монахи их кормят, а они в ответ избавляют монастырские склады от прожорливых грызунов. Вот так монахи и кошки совершают друг для друга добрые дела.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия