«Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин!». Такую горькую будущность предрёк сирийской столице библейский пророк Исайя. Однако, сегодня город, обреченный в восьмом веке до Рождества Христова на разрушение — один из старейших в мире. Хотя он и находится в горячей точке земного шара, но по-прежнему остаётся архитектурной жемчужиной Ближнего Востока. Получается, что пророк ошибся? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к историческим документам, которые обнаружил в 1849 году английский археолог Остин Генри Лэйярд, изучая развалины древнего города Нимруда на территории Ирака.
Комментарий эксперта:
В одном из дворцов Нимруда Остин Генри Лэйярд нашел большое количество каменных плит с клинописными надписями, содержавшими жизнеописание ассирийского царя Тиглатпаласара Третьего. Среди восхвалений, характерных для ближневосточных биографических повествований, на досках были зафиксированы подробности военного похода ассирийцев против Сирии в середине восьмого века. В рассказе, изложенном от имени самого Тиглатпаласара, сообщается: «Я обезглавил сирийского царя Рецина, осадил и взял построенный на высокой горе дворец его отца Венедада, восемь тысяч жителей с их имуществом я увел в плен, пятьсот восемнадцать городов Дамасского царства я обратил в пепел».
Царь Рецин, о котором упоминается в хрониках Тиглатпаласара, возглавлял Сирию в восьмом веке до Рождества Христова, то есть, был современником пророка Исайи. Этот правитель сыграл нелицеприятную роль в конфликте между Израилем и Иудеей, прежде составлявшими единое царство. Результатом политических интриг Рецина стал его союз с израильским царем Факеем против иудейского монарха Ахаза. Именно к Ахазу и было обращено пророчество Исайи о грядущем разрушении Дамаска.
Комментарий эксперта:
Исайя призывал царя Иудеи Ахаза возложить упование на Бога и не сомневаться в том, что Израиль и Сирия — «дымящиеся головни, которые скоро потухнут». Ахаз попросил заступничества у ассирийского правителя и вскоре, как сообщают анналы Тиглатпаласара, Дамаск «стали похож на холмы, смытые потоком».
Предсказание о разрушении Дамаска было произнесено в исторический период, когда сирийское царство еще было могущественным и влиятельным. Царь Рецин, сталкивая между собой братские государства — Израиль и Иудею, рассчитывал завладеть их территориями и упрочить свое положение в регионе. Однако, в вооруженный конфликт вмешались ассирийцы, и Дамасское царство превратилось в груду развалин, о чем и сохранилось документальное свидетельство — обнаруженные археологами анналы Тиглатпаласара. Но если Вавилону пророк Исайя предрек безвозвратное разрушение, то Дамаску пророчество оставляло возможность восстать из пепла, что и произошло в дальнейшем. Однако, трудно сказать, уцелеет ли столица Сирии в войне, которая идет на ее территории в наши дни.
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России