Православная Церковь присутствует в странах Скандинавии довольно давно. Так, например, в Норвегии первый православный приход появился еще в 16-ом веке. Однако особенно активное развитие скандинавское Православие получило в конце 20-го столетия — благодаря большому количеству эмигрантов, приехавших из России, Сербии, Румынии и других православных стран после распада лагеря социалистических государств. Переселенцы не стали ограничиваться поисками работы или жилья в Осло. Они решили сохранить Православие для себя и своих потомков.
С этой целью в начале 2000-х годов русские эмигранты основали в Норвегии Свято-Троицкое общество — объединение православных христиан. Центром развития общества стал приход святой княгини Ольги в Осло, основанный в 1996 году. До 2003 года богослужения проходили на съемной квартире. Затем в центре норвежской столицы был выкуплен протестанский храм, освященный впоследствии во имя Христа Спасителя.
Покупка храмового здания стала возможной во многом благодаря членам Свято-Троицкого общества, которые взяли на себя заботу по сбору денежных средств. Но занимаются они не только этим. Значительная часть хозяйственных работ в приходе святой Ольги осуществляется руками прихожан. Члены Свято-Троицкого общества активно участвуют и в этой сфере приходской жизни — берут на себя ответственность за определённый участок работы. Некоторые убирают территорию, другие — заботятся о приходских трапезах, третьи — преподают в воскресной школе.
Не остается без внимания и миссионерская, просветительская деятельность. При храме Христа Спасителя в Осло действует «Русская школа». Основная ее цель — научить детей из семей прихожан-норвежцев разговаривать по-русски, привить им навыки грамотного письма, обучить практической грамматике. Занятия в школе проводятся бесплатно — силами нескольких преподавателей, членов Свято-Троицкого общества.
В течение учебного года при храме в Осло работает воскресная школа. Занятия проводятся для детей разных национальностей и возрастов два раза в месяц. Дети изучают Писание, Священную историю Ветхого и Нового Завета, историю Церкви, основы православного богослужения, а ещё церковнославянский язык. Свято-Троицкое общество организует и просветительские мероприятия. Так, к примеру, в приходском зале Храма Христа Спасителя регулярно проходят лекции-встречи, посвященные особенностям православного вероучения, русским церковным традициям и истории Русской Церкви. Лекторы (обычно православные священники из Норвегии и России) выступают на русском и норвежском языках.
Свято-Троицкое общество проводит концерты, выставки, поездки, знакомящие людей с православной жизнью. Регулярно проходят лекции, посвященные православному богослужению, а также отличиям Православия от католичества и различных видов протестантизма. Особой популярностью пользуются выставки икон, на которых норвежцы знакомятся с церковным искусством разных православных традиций — русской, украинской, грузинской и сербской.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.