В центре Дублина стоит монументальное здание из серого гранита - выдержанное в готическом стиле, устремило оно к небу свои остроконечные башенки. Попробуйте угадать, что это – средневековый замок, католический собор, протестантский храм? А вот и нет! С 2001 года под сводами этого гиганта проходят православные богослужения. Теперь это Русское патриаршее подворье, церковь святых апостолов Петра и Павла.
Убранство храма давно известно своей красотой. Изящные колонны поддерживают узорчатый голубой потолок. Атмосферу торжественности привносит орган, готовый запеть псалмы. Печи и камины, хоть и не используются сейчас, но как будто хранят тепло прошедших веков. Но главная гордость собора – это его оконные витражи. Одно из окон в 1960 году было признано самым красивым в Дублине. На нем запечатлен сюжет «Добрый самарянин».
В храме сохранилось множество документальных свидетельств о жизни англиканской общины, которая владела храмом до 2001 года. Здесь до сих пор хранится коллекция плакатов и флагов скаутского движения, история которого тесно переплетена с историей собора.
Православные уважительно относятся к чужой летописи, стараются сохранить все ее подробности. Например, на сайте Патриаршего подворья можно прочитать о неком мистере Култере, который играл на аккордеоне во время паломнических поездок, ободряя в дороге братьев и сестер по вере. Казалось, мелочь, но сколько сердечного тепла кроется и в образе этого неведомого аккордеониста, и в том, как бережно хранят нынешние прихожане то, что дорого их предшественникам.
Судьба англиканской общины, которая растаяла с годами, сошла на нет – печальная примета нашего времени. После того, как церковь была закрыта, митрополит Кирилл, нынешний Патриарх, провел необходимые переговоры с ирландскими властями и в Дублине появился приход Русской православной церкви.
Став православным и приняв имя святых апостолов Петра и Павла, Дублинский храм не пустует, в праздники здесь собирается до тысячи человек. В основном это выходцы из стран бывшего Советского Союза – русские, украинцы, молдаване, грузины. Но есть среди прихожан и ирландцы, которые пришли к православию после долгих поисков. Служба Петропавловском храме совершается на церковно-славянском и английском языках.
Дублинская православная община очень сплоченная и организованная. При храме удалось открыть общеобразовательную школу на семьдесят учащихся, чтобы дети из русских семей могли получать образование на родном языке. Кроме того, при приходе открыта церковно-приходская школа, которую ребятишки посещают с большой охотой.
Будете в Дублине – непременно загляните на огонек в дружную русскую общину, которая разместилась в старинном готическом замке.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема