
Дьявол искушает св. Антония россыпями золота. Деталь Алтаря Св. Антония-аббата. 1436, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Образ святого, известный по его житию — и тот, что появляется в художественном произведении. Всегда ли они похожи? И в каких пределах допустим авторский вымысел?
Сегодня мы говорим о преподобном Антонии Великом и романе Гюстава Флобера «Искушение святого Антония».
Французский прозаик 19 века Гюстав Флобер кропотливо, подолгу работал над своими произведениями, оттачивая каждое слово. А роман «Искушение святого Антония» Флобер вообще называл «книгой всей своей жизни».
Весь роман написан от лица главного героя и представляет собой как бы длинный внутренний монолог, который авва Антоний ведет сам с собой в пустыне.
ФЛОБЕР:
Святой Антоний, с длинной бородой, длинными волосами и в тунике из козьей шкуры, сидит, скрестив ноги, собираясь плести циновки. Как только солнце скрывается, он испускает глубокий вздох и говорит, оглядывая горизонт:
Еще день! еще день в прошлом!
Перед рассветом я приступал к молитве; потом спускался к реке за водой и возвращался по крутой каменистой тропе с бурдюком на плече, распевая гимны. Затем занимался уборкой хижины, брался за инструменты...
В установленные часы я прекращал работу и, простирая руки на молитве, ощущал как бы поток милосердия, изливавшийся с высоты небес в моё сердце. Ныне он иссяк. Почему?.."
По мнению критиков, да и читателей тоже, роман «Искушение святого Антония» стал творческой неудачей писателя. Хотя Флобер три раза его переписывал!
Начать с того, что в романе придумано многое из того, чего нет, да и не могло быть в жизни аввы Антония. Взять хотя бы любимую девушку Антония, некую Аммонарию, которая льет слезы по поводу его ухода в пустыню, и другие сантименты из французских романов.
Флобер применил всю свою фантазию и изощрённый психологизм, чтобы описать душевные муки аввы Антония, его мрачное отчаяние, перепады настроения... Вот только при чем тут святой Антоний?
Как писал лично знавший авву Антония святитель Афанасий Великий, старец всегда находился в спокойном и радостном состоянии духа. В достопамятных сказаниях об Антонии Великом хорошо видны его добродушие и чувство юмора.
Для своего романа Флобер выбрал один из самых известных сюжетов в мировой культуре — «Искушение святого Антония». Речь идет об эпизоде из жизни Антония Великого, когда он, чтобы испытать себя, затворился в пустой гробнице фараона.
В житии святого Антония сказано: вскоре, как бы раздвинув четыре стены, в гробницу со страшным шумом ворвались демоны. Это было похоже на вторжение «плохо воспитанных молодых людей или разбойников»...
Антоний выдержал духовную брань и после этого словно родился заново.
А в романе Флобера герой страдает многие годы, его искушение всё длится и длится. Подвижника искушают царица Савская, Будда, олимпийские божества, сама Смерть в человеческом обличии...
Роман напоминает мираж в пустыне — он состоит из бесконечных видений.
Лишь временами этот мираж рассеивается, когда Флобер с присущим ему мастерством пишет о жизни египетских пустынников.
ФЛОБЕР:
«Вспоминается мне странствие мое с Аммоном в поисках уединённой местности для монастырей. Был последний вечер; и мы ускоряли шаг, напевая гимны, идя друг подле друга, не разговаривая. По мере того как опускалось солнце, тени наши, удлинялись, как два всё выраставших обелиска, которые как бы шли перед нами. Обламывая наши посохи, мы тут и там втыкали кресты, чтобы отметить место кельи. Ночь надвигалась медленно; чёрные волны расползались по земле, а небо всё еще было охвачено необозримым розовым сиянием».
Только в финале Антоний в романе Флобера наконец-то освобождается от своих бесконечных видений. Правильно поставить точку — Гюстав Флобер знал в этом толк.
ФЛОБЕР:
День, наконец, настаёт, и, как подъемлемые завесы шатра, золотые облака, свиваясь широкими складками, открывают небо. В самой его середине, в солнечном диске сияет лучами лик Иисуса Христа. Антоний осеняет себя крестным знамением и становится на молитву.
Последнее слово в романе Флобера «Искушение святого Антония — «молитва». И это не случайно. Именно молитва помогает преодолеть любые искушения и укрепиться духом.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема