Мозаику собирают, как пазл — сначала на столе, укладывая кусочки разноцветной смальты на раскрашенный рисунок, пробуя варианты, подбирая цвета. И только потом, когда художественное решение принято, переносят на стену, приклеивая смальту навечно. Мне довелось своими глазами видеть сотворение этого чуда. То было в Тушинском храме Преображения Господня, что рядом со станцией «Трикотажная» по Рижской железной дороге.
Помню этот храм еще с 60-х годов прошлого века. Едешь на электричке в Нахабино, и справа — красный кирпичный куб, обезглавленный, а только все равно видно, что церковь. Немного защемит сердце, и дальше, дальше... Иногда поезд останавливался и долго ждал встречного: ведь Рижская дорога была одноколейной. Тут уж храм можно рассмотреть. Окна с наличниками сохранились церковные. И если ладонью небо загородить, то легко дорисовать в воображении весь храм с пятью главками, крестами и колокольней... Но короткий гудок электрички прерывает размышления: поехали.
И вот однажды, уже в наше время, проезжая мимо знакомого куба, я увидел, что на нем растут главки! Неужели?! Да, храм «на Трикотажной» стал одним из первых, в котором возобновилось богослужение. Его решили украсить мозаикой, и не отдельные образы, а весь храм — с пола до потолка! Вот этот момент и посчастливилось мне застать. Я зачарованно следил за волшебной работой мозаичистов и думал: какое же дерзновение надо иметь, чтобы своими руками складывать лик Богородицы! И вдруг, сам не ожидая такого от себя, спросил художника:
— Можно мне один кусочек смальты положить на бумагу, вон тот — синий?
— Ну, положи! — улыбнулся бородатый мастер. Что интересно? Нравится наша работа?
— Да!.. — только и мог вымолвить я.
Теперь этот кусочек высоко, над алтарем, в лучах Преображения.
В пределах уже служили. Но колоколов, да и колокольни еще не было. Вместо колоколов на помосте развесили билы. В них двое особыми молотками устраивали трезвон. Получалось неплохо, только совсем негромко. Спустя год возвели колокольню, потом и колокола подняли. Сейчас храм Преображения стоит во всем великолепии... А мне все вспоминается красный обезглавленный куб, Рижская одноколейка, долгие ожидания встречного... Неужели все это было?
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.