Трудно найти более образованного и деятельного служителя Русской Православной церкви, чем святитель Феофан, затворник Вышенский. Он прекрасно владел иностранными языками, в том числе арабским и греческим, был искусным организатором, дипломатом, богословом и проповедником. Но с юности, с первых дней иночества, Феофан мечтал о другом – о строгой аскезе и уединенной жизни в дальней обители. Однако воплотить мечты в жизнь ему долго не удавалось.
Феофан родился в селе Чернава Ельцкого уезда, в семье сельского священника. Он с отличием прошел курс Ливенского духовного училища, затем Орловской семинарии и получил назначение в Киевскую духовную академию. Здесь, в Киеве, в 1841 году он принял постриг. Церковное начальство сразу отметило богословский дар Феофана, а также его талант организатора и воспитателя - в возрасте двадцати шести лет он был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
Святитель Феофан четверть века усердно работал на благо Церкви - изучал древние рукописи в Палестине, учился мудрости у афонских старцев, помогал разрешить конфликт болгар и греков в посольской церкви в Константинополе. Он с равным успехом служил ректором Санкт-Петербургской духовной академии и налаживал жизнь в Олонецкой и Тамбовской семинариях, открывал церковно-приходские школы и писал богословские труды. В 1859 году Феофан был возведен в сан епископа Тамбовского и Шацкого. Синод отметил труды владыки орденом Святого князя Владимира III степени.
Но все чаще святитель Феофан возвращался к своим юношеским мечтам об уединении. В 1866 году он подал прошение удалиться на покой. Для священноначалия это стало большой неожиданностью, отпускать Феофана не хотели. Но все же прошение было удовлетворено, и святитель отправился в Вышенскую пустынь близ Тамбова. Через шесть лет он окончательно ушел в затвор.
В Священном Синоде не теряли надежды, что епископ Феофан все же откажется от уединения…
Феофан Затворник действительно внимательно следил за тем, чем жила Россия. Нередко, находясь в затворе, он был более прозорлив, чем политики и военачальники. Оценивая действия войск в русско-турецкой войне, Феофан писал: «Зачем это наши, переходя Дунай, всегда возятся с крепостями? …Через взятие крепостей сколько народа гибнет! Надобно устроить только сильную блокаду, армии же идти далее без остановки…»
Считается, что святитель Феофан предсказал и грядущую революцию. За полвека до октября 1917 года Святитель предупреждал: «Пошло повальное неверие: Бога нет, человек - ком грязи… Материалистические воззрения все более приобретают вес… Силы еще не взяли, но берут. Неверие и безнравственность расширяются. Выходит, и мы на пути к революции.»
Феофан Затворник за годы уединения оставил много философских и богословских трудов и переводов. Переиздаются сборники его писем. Широко известна его мудрость: «Как не дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
Святитель Феофан скончался днем 6 января 1894 года. По свидетельству тех, кто облачал старца в архиерейские одежды и готовил к погребению, на лице почившего затворника появилась «блаженная улыбка».
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







