Общественная жизнь постоянно приносит новые скандалы. Борцы против жуликов сами оказываются нечисты на руку. У обличителей стяжательства обнаруживаются немалые кубышки. Дело обычное - каждый требует от своего соседа честности, никто не собирается быть честным сам.
Это не особенность нашей страны или текущего момента - это особенность падшего человеческого рода.
Но в чем корень проблемы? Все согласны, что жить в окружении безнравственных людей плохо. Люди горько жалуются на окружающую их неправду и беззаконие, черствость и пренебрежение обязанностями. Но те же люди считают, что вот лично для них бывает выгодно, полезно, приятно и даже необходимо быть безнравственными.
Ужасно, когда другие люди пускаются в неправедные прибытки. Но вот когда такая возможность появляется у меня... Только кура-дура от себя гребет, правда?
Так возникает противоречие — как члены общества мы заинтересованы в честности, доверии, взаимопомощи; как индивидуумы, отстаивающие свои личные интересы, мы совсем не заинтересованы в том, чтобы обуздывать свои аппетиты ради общего блага. Или все-таки заинтересованы?
Если все, что мы можем обрести в жизни — это удовольствия, власть, престиж, то никакой нашей личной заинтересованности в нравственном поведении нет — главное, только не попадаться.
Но если есть надежда — и твердая надежда — обрести счастье, которое превосходит всякое разумение, радость, которую нельзя купить ни за какие деньги, короче говоря, надежда войти в рай, то хранить заповеди и избегать греха — гораздо нужнее нам самим, чем нашим соседям.
Ставки слишком высоки — чудовищно глупо лишаться вечного спасения ради того, чтобы загрести какие-то деньги, которые мы все равно не возьмем с собой в могилу. Священное Писание предостерегает, что "ни воры, ни лихоимцы, ... ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1Кор.6:10)". Если мы с надеждой ожидаем жизни вечной и блаженной, то предостережение апостола заставляет нас содрогаться и избегать греха. Что может быть ужаснее, чем лишиться такой надежды?
Но там, где надежды нет, и терять нечего, там и мотива для праведной жизни не остается - "Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1Кор.15:32)". Остаются только бессмысленные взаимные нападки, когда каждый требует от соседа быть честным, но при этом не собирается быть честным сам.
И Церковь возвещает надежду. Мы призваны покаянием и верой во Христа унаследовать вечное Царство, обрести ни с чем не сравнимое, нетленное сокровище. И ради этого стоит избегать неправедного прибытка — это в наших же личных интересах.
15 июля. О дарованиях без недостатка

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарованиях без недостатка — протоиерей Максим Первозванский.
Господь удивительно утешает нас, когда мы говорим, что мы живём в какие-то плохие времена, что нам чего-то не хватает для спасения. Вот были другие времена, и тогда все было гораздо лучше.
Вот апостол нам на все времена указывает, что мы, находясь в Христовой Церкви, не имеем ни в чем недостатка для того, чтобы обрести спасение, и поэтому это очень утешающие слова Господа, вселяющие в нас надежду и уверенность в том, что мы можем это спасение обрести.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. Об истории Феодотьевской Иконы Богородицы

Сегодня 15 июля. Церковь чтит Феодотьевскую Икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Михаил Самохин.
Феодотьевская икона Божией Матери — это святыня Рязанской земли. Явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом Старое, близ села Феодотьево. Поскольку от иконы стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы.
В 1611 году по распоряжению архиепископа рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево. Летописи зафиксировали чудесное исцеление силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону носили по городу и окрестным селениям, и если её приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь ещё не была занесена, то язва совершенно там не появлялась. А во все дальнейшее время, если же дом был уже заражён, то болезнь немедленно прекращалась.
Жители Рязани издревле чтят Феодотьевскую икону, и перед ней бывает множество молящихся. Её очень часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Празднование этой иконе установлено в 1618 году в память избавления Рязани от нашествия отрядов казаков.
После закрытия Успенского собора в 30-х годах XX века следы первообраза затерялись. Возможно, икона находится в музейных запасниках. Но до наших дней дошли её списки, также прославленные чудесами. Один из них находится в селе Федотьево Спасского района Рязанской области, другой — в Рязанском кафедральном Борисоглебском соборе.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. О духовном смысле праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Сегодня 15 июля. Церковь празднует Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в V веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Праздник положения честной ризы Пресвятой Богородицы связан не только с Византией, но и с нашей русской историей. Драгоценная риза Пресвятой Богородицы была привезена приближёнными византийского императора Льва VI в Константинополь из окрестностей Назарета, где она находилась у благочестивой женщины, получившей её по наследству.
Святыня была положена в ковчеге во Влахернском храме в 458 году патриархом Геннадием. Когда в 860 году Константинополь осадил мощный флот русского князя-язычника Аскольда, ризу Богоматери после всенародного молебна с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и с молитвой погрузили её край в воды Босфора.
Божия Матерь спасла город от разорения. Заключив перемирие и получив большой выкуп, Аскольд снял осаду, а позднее сам принял крещение с именем Николай и утвердил в Киеве митрополию, которую возглавил митрополит Михаил.
Так праздник святыни стал и праздником основания русской православной митрополии в Киеве. В воспоминание этих событий было установлено святым патриархом Фотием ежегодное празднование положения ризы Богоматери.
Все выпуски программы Актуальная тема