
Фото: Michael Muli/Unsplash
Человек, даже ничего об Африке не знающий, обязательно слышал о масаях. Масаи — особый народ, проживающий в саваннах на юге Кении. Особый — потому, что масаи как будто выпали из исторического процесса. Они упорно сохраняют свой традиционный уклад жизни — питаются и одеваются так, как это было много веков назад.
Масаи до сих пор живут общинами. Но сегодня их деревни в большинстве своем находятся на территории национальных парков Кении. И теперь масаи являются обитателями заповедников. Туристы приезжают в их деревни, знакомятся с бытом масаев, фотографируются с ними. Можно было бы подумать, что наплыв туристов мог вызвать у масаев отторжение по отношению к «белой» цивилизации. Но нет! Более того, вы удивитесь, большинство масаев — христиане. Причем, среди них много православных. Более того, в Африке на сегодняшний день имеется, как минимум, четыре православных священника из племени масаев.
Живут масаи очень бедно. Их дома обычно представляют собой обыкновенные мазанки — каркас из ветвей, обмазанный навозом. В отличие от личных жилищ масаев их храмы выглядят значительно более презентабельно. На православные храмы масаи не скупятся и делают их из листового железа — довольно дорогое удовольствие по африканским понятиям.
Масайское богослужение выглядит для нас очень непривычно. Во-первых, из-за того, что служба в масайских храмах проводится, как минимум, на двух языках — масайском и суахили.
Некоторые элементы богослужения масаи заменяют на собственные песнопения. Например, на Литургии вместо песнопения перед Причастием масаи под барабаны исполняют собственные гимны религиозного содержания. Да-да. Использование там-тамов и других видов барабанов в масайских храмах — дело обычное и привычное.
В масайских храмах нет привычных для нас певчих и специальных хоров, которые поют во время богослужения. Во-первых, на то, чтобы содержать профессиональных певцов у масайских приходов денег просто нет. А во-вторых, традиция общего пения буквально находится в крови у африканских племен, в том числе у масаев. Поэтому масаям просто не нужен профессиональный хор на богослужении. Они сами с большим удовольствием наизусть исполняют все песнопения на службе. Замечательная вещь — в храмах у масаев висит обычная школьная доска, на которой мелом написано — какие песнопения будут в этот день исполняться.
Еще одной отличительной деталью масайских храмов является то, что там имеются стулья и скамейки. Дело в том, что это тоже часть африканской культуры — важные вещи нельзя слушать стоя. Для полного сосредоточения нужно сесть. Если не на стул, так на пол. Вот поэтому масаи на богослужении сидят. Не из-за лености, а в знак сугубого внимания.
Вот такие колоритные и необычные черты приобрело Православие на Африканском континенте.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.