Переходный возраст - период через который проходят все подростки. Это один из важных этапов становления и дальнейшего развития. С проблемами в этот сложный период сталкиваются не только сами дети, но и их родители. Как выстраивать отношения с ребёнком, чтобы не навредить? Как помочь преодолеть трудности? Разобраться в этом сложном вопросе поможет детский психолог, семейный психотерапевт, Екатерина Бурмистрова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях и с вами я, Софья Бакалеева. У нас в гостях детский психолог, семейный психотерапевт, Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— У вас же десять детей, правда?
Е.Бурмистрова
— Да.
С.Бакалеева
— А сколько из них подростков?
Е.Бурмистрова
— Ну, смотря как считать. Если считать по учебникам 50-ти летней давности, тогда подростковый возраст принято было считать, что начинается в 13 лет, тогда трое. А если по современной ситуации, тогда четверо. К сожалению, или к счастью, подростковый возраст изрядно помолодел и сейчас проявления типичных таких реакций подростка можно наблюдать уже у десяти летних девочек и одиннадцати летних мальчиков. Это серьезнейшее изменение, но еще… в современных учебниках оно уже отражено, последних двух-трех лет выхода.
С.Бакалеева
— У меня вот только-только наклевывается первый подросток, а мне уже страшновато, потому что я вспоминаю, какой колючей и непонятной, ни для себя, ни для окружающих, была я, теперь хочется уже как мама, боишься этих изменений, хочется сохранить все-таки отношения со своим ребенком подростком.
Е.Бурмистрова
— Да, это крайне важно, как говорят некоторые специалисты, в подростковый возраст происходит своего рода переподписание соглашения между ребенком и родителем. И либо оно переподписывается и отношения сохраняются, либо отношения рвутся, а новые не выстраиваются.
С.Бакалеева
— А давайте начнем с того, что опишем, как нам определить, что наш малыш уже повзрослел и становится подростком? Есть какие-то приметы этого?
Е.Бурмистрова
— Да, есть и надо сказать, что большая часть из них видимая. В общем-то подростковый возраст, его начало, связано с изменением гормонального статуса ребенка, с началом полового созревания. Это почти всегда видно, слышно. Видно – в смысле есть изменения видимые, слышные – у мальчиков начинает немножечко меняться голос и это чувствуется, потому что у ребенка появляется запах. Запах уже не детский, запах взрослого человека. Такие наиболее яркие изменения – это изменения кожи, изменения видимых половых органов, набухание сосочков у девочек, то есть это то, что действительно легко определить.
С.Бакалеева
— А это всегда два параллельных процесса взросление психологическое и физиологическое?
Е.Бурмистрова
— Как раз хотела сказать, что бывает так, что изменений еще нет, а изменение эмоциональные уже пошли. Это бывает у рано созревающих детей. И поведенческие изменения следующие: это резкость эмоциональных реакций, резкость поведения, большие перепады, амплитуда настроений, и смена отношения к родителям. И еще примета такая, она появляется чуть-чуть позже, что мнение сверстников становится главнее и мнения учителя. Для младшего школьника главный авторитет – это учитель, для дошкольника главный авторитет – это родитель, а для подростка главный авторитет – это сверстники. Вот эти изменения, за ними надо следить.
С.Бакалеева
— То есть ребенок становится крайне неудобным в общении?
Е.Бурмистрова
— Зависит от темперамента, но в общем, он становится менее удобным, и что самое главное, он становится гораздо хуже управляем. То есть управлять теми способами, которыми вам может быть удавалось управлять до этого, уже не выходит. Потому что пошли процессы созревания личностного. Собственно, как говорят психологи, новообразование подросткового возраста – это становление самосознания. Человек осознает себя, как отдельное существо, с собственной позицией по всем вопросам. И очень часто эта позиция формируется от противного, по отношению к позиции родительской.
С.Бакалеева
— Этот процесс всегда болезненно происходит?
Е.Бурмистрова
— Многое зависит от семьи, от темперамента ребенка и от того, насколько родитель:
А) счастлив
Б) готов к тому, что сейчас такие изменения будут происходить.
С.Бакалеева
— А какие ошибки чаще всего совершают родители, когда их дети становятся подростками?
Е.Бурмистрова
— Их можно разделить на два больших типа. Один большой тип – это нарушение контакта по типу отдаления. Когда родитель, не имея возможности справиться с ребенком и наладить с ним контакт, как бы говорит: «А, ну его, пусть живет как знает», - связь теряется. Вторая большая группа ошибок – это ошибки по типу приближения избыточного, когда родитель хочет по-прежнему ребенка контролировать, залезает к нему, не знаю, в личный дневник, в письменный стол, в шкаф.
С.Бакалеева
— Но, ведь действительно страшно оставлять его наедине, у него появляются какие-то новые друзья.
Е.Бурмистрова
— Очень страшно оставлять, особенно в наше время, когда в джентельменский набор взросления входит не только проба никотина и алкоголя, но ребенок возможно захочет попробовать что-то посерьезнее - наркотики, это то, что навязывается. Действительно страшно, но если вы исходя из страха станете ребенка ограничивать, все равно ничего не получится. Более того, его реакция может стать еще более протестной и он потянется к тому, к чему бы он не потянулся, если бы вы не так сильно держали. Поэтому, нужно учить ребенка до подросткового возраста каким-то правилам безопасности, пока он еще слышит вас, а в момент подросткового возраста понимать, что тут уже не контроль, а только личное отношение и как бы косвенные формы могут работать. Косвенные формы – это знаете что?
С.Бакалеева
— Нет.
Е.Бурмистрова
— Такая замечательная вещь, как, например, разговор по телефону с подругой.
С.Бакалеева
— То есть, якобы направленный не непосредственно к ребенку?
Е.Бурмистрова
— Да, может быть он даже мифический разговор, на самом деле вы разговариваете с пустой трубкой, но этой трубке – с кем-то, или пустой – вы говорите то, что вы на самом деле хотели сказать ребенку, а он как бы нечаянно слышит, он оказывается нечаянным свидетелем. И вот в таком разговоре, информация будет усвоена 100%, а то, что направлено, как бы в таком изъявительном наклонении, в качестве прямой речи к подростку, будет отметено, даже если на самом деле, он в глубине души согласен.
С.Бакалеева
— А что, про правила безопасности, которые стоило ввести до подросткового возраста? Что это такое?
Е.Бурмистрова
— Ну, вот смотрите, есть еще один термин, их много – период предподросткового сближения. Последние два года перед наступлением полового созревания – это тот период, когда ребенок очень сильно тянется к родителю своего пола и очень настроен на контакт. К сожалению сейчас этот возраст почти не используется, потому что родители в это время очень заняты работой, вроде ребенок самостоятелен довольно-таки и еще не доставляет проблем. А возможности этого периода колоссальные. Именно в это время можно ребенку все сказать, он уже услышит. Вот в это время нужно рассказывать о том, что вы думаете по тем, или иным вопросам, рассказывать жизненные истории, скажем кого-то, кто попробовал наркотики и что из этого вышло, говорить и спрашивать ребенка о таких насущных вопросах…
С.Бакалеева
— Не нужно бояться таких тем?
Е.Бурмистрова
— Нет, не нужно обходить острые темы, наоборот, нужно формировать, помогать ребенку в формировании его позиции по поводу таких вопросов, как интернет-зависимость, близкие отношения, обучение, вот по всем таким ключевым темам, с которыми ему предстоит столкнуться. Он еще слышит в этом возрасте мнение родителей, он еще готов разговаривать и главное, что запускаются такие процессы долговременного обдумывания. Вы забросили как бы удочку и может клюнуть далеко не сразу, реакция может произойти спустя месяцы и годы, но у ребенка эта тема в работе, в обдумывании. Если же замалчивать и никогда не поднимать эти острые темы, ребенок с ними столкнется впервые сам, один, когда… в смысле уже в подростковом возрасте, когда возможность влиять и разговаривать гораздо ниже – результат может быть хуже. И с подростками надо пытаться говорить, но тут вот прямую речь, он скорее услышит не от родителей, а от каких-то других взрослых. Кстати говоря, тут очень важной становится роль крестных. Мудрые духовники говорят, что выбирайте крестных так, чтобы в подростковом возрасте ребенок мог с ними общаться, чтобы они не были слишком пожилыми, или не жили слишком далеко, потому что взрослый, который доверенный, с похожей позицией, но не родитель.
С.Бакалеева
— Не родитель, самое главное, это принципиально для подростка.
Е.Бурмистрова
— Да, не родитель, протест только против родителя. Кому-то повезет и у него будет прекрасный учитель, или руководитель студии.
С.Бакалеева
— То есть, родителям стоит подготовить такого взрослого заранее?
Е.Бурмистрова
— Запасного.
С.Бакалеева
— Запасного взрослого.
Е.Бурмистрова
— Запасного игрока, да, но только очень важно, чтобы ребенок не думал, что этот Иван Иванович говорит то, что ему мама велела сказать. Потому что это моментально прервет доверие, а в этом возрасте взрослому легко потерять доверие подростка и очень тяжело восстановить.
С.Бакалеева
— Это одинаково важно для мальчиков, и для девочек?
Е.Бурмистрова
— Традиционно считается, что девочки взрослеют раньше и у них эти процессы более бурно протекают. А мальчики взрослеют позже и медленнее. Но я бы так сказала, что тут очень многое зависит от индивидуальности. В целом да, девочки взрослеют раньше и интенсивнее, но есть мальчики, которые созревают по девчачьему типу и девочки, которые созревают по мальчишескому типу. Нужно просто смотреть, какой ваш ребенок. Очень важно быть готовым к тому, что эмоции подростка далеко не всегда будут вам доставлять удовольствие, мягко скажем.
С.Бакалеева
— Можно ли к этому подготовиться заранее?
Е.Бурмистрова
— Ну, вот если родитель будет помнить, что любой эмоциональный выплеск, даже на него обращенный, на самом деле не ему адресован, что да, ребенок, скажем орет и говорит, что ты мама ничего не понимаешь, или значит, что у тебя папа жизнь не сложилась, что ты собственно в жизни заработал… То он на самом деле не хочет оскорбить, он таким образом пытается высказать свою растерянность и недовольство, возможно, а главное, что он формирует свою точку зрения. И он еще настолько маленький, что он не понимает тот факт, что нелицеприятные вещи людям нельзя говорить в лицо. Вот если вы закроетесь, обидитесь, отойдете, это будет реакцией инстинктивной, но, скажем, стратегически неправильной. А, если вы выслушав эту гневную тираду подростка подумаете: «Ага, чем-то он сегодня расстроен явно».
С.Бакалеева
— Стоит ли тут же что-то говорить в ответ, или надо переждать эту бурю?
Е.Бурмистрова
— Ну, зависит опять же от темперамента подростка. Если все очень бурно, там в общем-то нужно десять раз подумать, чем любое слово сказать в момент эмоциональной вспышки, нужно себе сказать: «Ага, у моего ребенка эмоциональная вспышка, она пройдет, она не будет постоянна и тогда мы с ним поговорим». Очень важно в момент, когда эмоции ребенка зашкаливают, не пытаться его ничему научить, ничего ему доказать, воспитать его сию секунду, ему в общем-то, надо дать успокоиться. Лучшая реакция, наверное, сказать, что пока ты говоришь так, я с тобой разговаривать не буду. Я тебя могу пожалеть, я тебе могу чайку налить, я могу оставить тебя в покое, но мы не будем это выяснять в таком тоне. Очень важно, чтобы это было сказано эмоционально либо нейтрально, либо доброжелательно. Чтобы родитель не завелся сам, не подцепил это эмоциональное напряжение, не заразился им от подростка.
С.Бакалеева
— То есть, это проверка на стойкость?
Е.Бурмистрова
— Да, это мощная проверка, это такое зеркало подростки, но надо сказать, что когда ребенок достигает подросткового возраста, очень часто его родители начинают гораздо лучше понимать собственных родителей, потому что такое протестное поведение ребенка оживляет воспоминания и те реакции собственных мамы и папы, которые раньше вызывали гнев, теперь начинают вызывать сочувствие и очень часто, при появлении подростка идет сближение с нынешними бабушками и дедушками. Родители понимают, как же им досталось и как это было не просто. Но в целом, у страха глаза велики, подростковым возрастом часто пугают, а я хочу сказать, что в тех семьях, в которых отношения были надежными и насыщенными…
С.Бакалеева
— До подросткового возраста?
Е.Бурмистрова
— До подросткового возраста, он не является катастрофой. Бурно проходит этот возраст в тех семьях, где ребенку кажется, что ему уделяли слишком мало времени, где этот контакт с родителями не насыщен, потому что тогда взрослеющий человек начинает добиваться внимания родителей часто неадекватными путями.
С.Бакалеева
— Спасибо большое Катя. Итак, подросткового кризиса не избежать, но все-таки можно и нужно сохранить со своим ребенком подростком теплые дружеские отношения. Ведь каким бы дерзким он ни был, не казался, он ищет и ждет от вас понимания и любви. До свидания! С вами была Софья Бакалеева.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











