Как правильно искупать новорождённого малыша? Что такое раннее плавание и в чём его польза? Полезные советы для будущих мам в программе "Материнский капитал".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. С вами ее ведущая, Софья Бакалеева. Все мы знаем, что маленького малыша, младенчика нужно купать, но еще говорят о каком-то раннем плавании. Как это происходит, может ли мама сама с этим справиться, спросим Людмилу Ефимовну Кредину – инструктора по раннему плаванию и материнскому искусству, ведущую групп подготовки к родам. Здравствуйте, Людмила Ефимовна!
Л.Е.Кредина
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Так, действительно речь ли идет о плавании, если мы говорим о младенце?
Л.Е.Кредина
— Сказать, что есть такое устойчивое понятие «раннее плавание», в которое входят знания о том, что у всех новорожденных малышей до трех месяцев есть рефлекс. Один из рефлексов, рефлексов много, это рефлекс затаивания дыхания и пользуясь этим рефлексом, его поддерживают и предлагают ребенку плавать. Под плаванием понимают полное погружение под воду. То есть, ребенок может находиться в безвоздушном пространстве, под водой, ребенок там затаивает дыхание и когда ребенок выныривает, то ребенок берет воздух и начинает неопасно для жизни ребенка дышать дальше.
С.Бакалеева
— Вот, я помню у Драгунского был такой рассказ, как купали его маленькую сестру, когда собирается вся семья на кухне, кипятится большой чан с водой, ставится ванночка на три табуретки. Раннее плавание тоже происходит так активно и с такими же сложностями?
Л.Е.Кредина
— Хотелось бы все-таки верить, что, раннее плавание, если мы говорим об органичности жизни, раннее плавание не доставляет стресса для всех окружающих, это очень органичный процесс. И для самых новорожденных деток… то есть каждый ребенок готов сразу в опытных руках начать плавать. Это не значит, что мы будем сразу полностью погружать ребенка под воду, значит мы можем предлагать ему чуть больший объем, чем это детское корыто, или детская ванночка. То есть можем ребенка сразу начать купать в большой ванной.
С.Бакалеева
— С какого возраста это возможно в большой ванной купаться?
Л.Е.Кредина
— В большой ванной ребенок готов с первых дней жизни купаться, если эта ванна чистая.
С.Бакалеева
— То есть, ее нужно простерилизовать?
Л.Е.Кредина
— Ну, простерилизовать… чистая хорошая ванная должна быть. К идее жизни с ребенком – чистота, но не стерильность. Если вы делаете генеральную уборку, она должна быть чисто вымыта. Если мы знаем, кто в этой ванной купается, люди, если там не моют собак каких-то очень больших, если мы знаем, что у тех людей, которые принимают душ в этой ванной, нет грибковых заболеваний, на это хорошо бы обратить внимание, то эта ванна подходит для того, чтобы ребеночек там принимал водные процедуры. Принимая водные процедуры в более большом объеме воды, ребенок уже будет перемещаться по этой воде и это будет и со стороны видно, то есть не надо придумывать дополнительных… ребенок в этом пространстве плавает. Поэтому, опять же, говоря о том, начала с того говорить, ребеночек готов сразу, но бывает зачастую, что молодые мамочки и папы, они неопытные, еще иногда не ловко умеют держать, то есть как женщина делится, если, например, менять подгузник ребенку сразу после родов – это целое событие для женщины, а уж тем более не только для мамы, но и для папы. То буквально через два-три дня опыт по поводу смены подгузников приходит в руки и женщина начинает это делать более ловко, а потом перестает задумываться вообще, что навык у нее есть. Так же и с плаванием, нужно время, чтобы почувствовать ребенка, почувствовать ребенка в водной среде, потому как, зачастую ребенку ничего не будет, если вы как-то неудобно ребенка возьмете, и ребенок, как вам кажется, сползет с руки. Но, тот испуг, который вы испытаете, зачастую бывает, что если мы пугаемся, то мы пугаемся за жизнь ребенка, мы ребенка сразу берем. И наш контакт с ребенком здесь передает ребенку испуг, ребенок тоже с наших рук считывает напряжение и испуг, ребенок тоже пугается в такой ситуации.
С.Бакалеева
— То есть, прежде всего, нужно выбрать в семье того, кто меньше пугается? Меньше боится воды правильно?
Л.Е.Кредина
— Ну, если в семье вообще кто-то боится воды, то это для ребенка вообще фактор риска, поэтому, на мой взгляд, надо просто это обсудить и поговорить, потому что зачастую, даже, если женщина отдала папе купать ребенка, который не боится воды, а женщина боится воды, то любое купание ребенка, даже в маленькой ванночке может для женщины быть травмирующим фактором. А самое главное, малышу после родов – это не водные процедуры и не плавание, а это то, чтобы была мама довольна и спокойна, это самый главный фактор для ребенка. Да, здесь надо понять следующее, что не ставить себе сразу каких-то невыполнимых планов, то есть, мы никуда не опаздываем, мы никуда не торопимся, но есть такая возможность, соединять ребенка с водной средой и с большой ванной. Представьте, что вы живете в квартире, у вас есть бассейн рядом, но по какой-то случайности вас туда не пускают, а вы все время должны мыться в корыте. На самом деле наша, если говорить о стандартной ванной, для ребеночка она является таким резервуаром, где ребенок может плавать, так называемыми восьмерками, то есть это такая траектория, когда ребенок может не прерываясь плавать по ванной где-то в среднем, потому что детки рождаются с разной массой тела и по разному набирают, до полугода. Дальше ванна становится мала и плавать в ванной становится проблематично, только по габаритам. Дальше женщины начинают ходить с ребенком в бассейн. То есть мы сейчас говорим о начале, о самых первых таких моментах и зачастую это соединение, как удобно брать ребенка, как мы погружаем ребенка, какая температура воды должна быть…
С.Бакалеева
— Давайте подскажем, нашим женщинам, молодым мамочкам, как же брать, действительно? И какая должна быть температура воды? Какие-то первые шаги помогите им сделать!
Л.Е.Кредина
— Хорошо, давайте так, про температуру воды. Все знают и в книжках написано, и в инструкциях, когда мы готовимся к рождению малыша, стоит температура воды 37 градусов. Что это такое? Это температура тела ребенка, то есть мы хотим, чтобы это общение с водой, как гигиеническая процедура, как психологическая процедура, было комфортно ребеночку. Но, опять же, здесь на мой взгляд очень важно не полностью отдаваться термометрам. То есть, вот вы термометр, на него посмотрели, попробуйте локтем. Почему не рукой? Потому что терморегуляция кисти, они утеряна, а локоть мамы…
С.Бакалеева
— То есть руки наши огрубели уже, грубо говоря?
Л.Е.Кредина
— Ну, они не настолько чувствительны. Попробовали локтем- прохладная вода, хочу еще. А вроде термометр показала нормальная, а за окном минус 20, то есть мы зимой же тоже регулируем температуру, чуть теплее себя. Летом мы никогда не полезем в теплую, зачастую приезжаешь помогать людям летом, они наливают, 37 градусов показывают мне на термометре отметку и говорят: «Мы все время купаем, уже неделею ребенка, ребенок просто кричит», - ребенку жарко, ребенок так же чувствует, как и мы. Поэтому возможность здесь небольшой дельты, она есть, почувствуйте, что будет чувствовать ребенок. Иногда мне мамочки некоторые говорят: «А вот папа у нас любит более холодную воду, а я более теплую», - отнеситесь к этому, как к тому, что у вас будет возможность закаливания, у вас разница будет в 1,5-2 градуса. А как раньше купали, когда не было градусников? Если вы вспоминаете себя, как мы принимаем ванну, если мы входим в ванну, которая руками нам кажется хорошей температуры, а, когда мы опускаем другие части тела, нам кажется, она горячее и мы не можем сразу туда погрузиться, нам нужно постепенно туда погружаться. Так же хорошо и ребенка в любую температуру погружать постепенно.
С.Бакалеева
— То есть, у него на самом деле ощущения такие же, иногда говорят о ребенке, как о некоем космическом существе, что у него какая-то другая терморегуляция, другие ощущения, поэтому нужно сделать так, как написано в книжке. А на самом деле, да, нужно относиться к нему, как к такому же человечку?
Л.Е.Кредина
— Ребенок чувствует то же, что и мы, конечно, он еще не полностью сформированный организм, но, с точки зрения терморегуляции, ребенок точно так же чувствует, как мы, конечно.
С.Бакалеева
— Нужно ли в эту воду что-то добавлять, в которой мы хотим купать?
Л.Е.Кредина
— По поводу добавления, вы понимаете, когда нам говорят, что купайте в травках, мы же не в чем-нибудь, просто в травках…
С.Бакалеева
— Бабушки вообще за марганцовку.
Л.Е.Кредина
— А бабушки, за марганцовку, да. Но сейчас марганцовка у нас в аптеке по рецептам продается. Марганцовка сушит кожу, то есть, если качество воды, в которой мы собираемся купать ребенка, вызывает у нас опасения, мы не знаем, откуда мы ее принесли, из какого пруда, то в этом случае, конечно нужно что-то добавлять, что обеззаразит воду. И, может быть, будет выбор и за марганцовкой. Если это в каких-то дачно-полевых условиях. Но, с точки зрения городской жизни и городской канализации, все-таки вода отвечает требованиям к купанию младенцев. В роддоме подмывают и купают ребенка обычной проточной водой, ничего не добавляя. Если мы хотим добавлять травки сами самостоятельно, без назначения педиатра, то понимаем, что зачастую ассоциативная связь какая, купание – чистотел, череда, вот что-то буква «ч» у нас здесь. Чудесные наши травы, замечательные, они нам очень помогают, но череда, она сушит кожу, она помогает при мокнущих дерматитах и поэтому мы ей пользуемся, когда у нас есть проблемы, когда нам назначил педиатр ей пользоваться. Когда мы это делаем, чтобы было лучше нашему ребеночку, в травках же лучше, вроде бы, чем без травок, то есть мы продолжаем сами кожу сушить, хотя зачастую кожа новорожденных не требует этого, а наоборот требует увлажнения, а не сушения.
С.Бакалеева
— К любым травам нужно относиться, как к лекарственному средству – ромашка, календула?
Л.Е.Кредина
— Да, к любым травам нужно относиться, как к лекарственным средствам. Но, если у ребенка еще пупочная ранка еще недостаточно зажила, то в этом случае, первую недельку жизни рекомендуют некоторые педиатры купать уже в противовоспалительных травках, как ромашка. А так, на сегодняшний день, марганцовка, конечно, она уже отжила свое здесь.
С.Бакалеева
— Хорошо, значит мы воду подготовили, потихонечку опустили малыша в воду, при этом придерживаем его руками. Что дальше мы можем делать?
Л.Е.Кредина
— Мы можем, конечно, общаться с ребенком. Во-первых, хорошо бы почувствовать, в какой позе мы находимся, то есть зажат ли у нас плечевой пояс. Мы держим ребенка, ребенок весит от трех до четырех килограмм. В воде, конечно, так вес не чувствуется тела, но мы напряжены, мы боимся, ребенок чужое тело, мы погружаем в воду, а вдруг что. Обратить внимание на то, что напряжение наших рук, наших конечностей, чувствует и ребенок. И зачастую от этого ребенку беспокойно, постараться сконцентрировать свое внимание на том, какая у нас поза и насколько мы напряжены, и попробовать это напряжение скинуть, снять. Зачастую, если рядом с тобой есть близкий родственник и просто дотронется тебе до плеча, вот такого телесного контакта достаточно, чтобы чуть больше расслабить руки, которые держат малыша. Мы держим малыша, сейчас конечно, есть очень много разных приспособлений, но, на мой взгляд, хорошо был начинать сразу тело – руки, то есть без горочек…
С.Бакалеева
— Без кругов специальных, специальных шапочек?
Л.Е.Кредина
— Без кругов, шапочек – это может быть потом. Горка, она только для того, чтобы больше уверенности рукам, но ребенок… то есть, это чисто гигиеническая процедура, ребенок никак не почувствует воду, горка не дает этой возможности. Потом ребенок, один из рефлексов еще которые есть у ребенка, это рефлекс, когда предлагается поверхность пяточкам и ножкам – отталкиваться от поверхности. И как только ребенок чувствует – ножки касаются бортика ванны, ребенок сразу начинает вытягивать ножки и с этой горки встает, уползает и это дискомфорт родителям очень большой, сейчас куда-то вообще свалится. Поэтому, есть так называемый «жесткий захват». Слово захват, оно такое немножко не очень органичное для ребенка, но когда головка ребенка на запястье лежит.
С.Бакалеева
— На вашем запястье,да?
Л.Е.Кредина
— На запястье, как правило, на правой руке, да, но на запястье, на сгибе кисти и запястья такая ложбинка получается, когда головка не может никуда деваться. А вторая рука не под попочку берет, а как бы она в пах, и чуть ниже опускается левая рука для того, чтобы все пузико было покрыто водичкой, чтобы пузико не мерзло. И вот в этом жестком захвате можем предлагать ребенку перемещаться по длине ванны. Обязательно контактируя с ребенком, смотря на него, наблюдая. И через буквально несколько минут, мы видим как ребенок, если до этого он был зажат, как и мы были зажаты, ребенок начинает расслабляться, расправляться – это первые шаги наши ребенка. Потом можно вызвать консультанта, который поможет, который вас соединит и подскажет, что и как делать дальше, если вы хотите уже обучать плаванию, раннему плаванию, чтобы были возможные проныривания – это ваш совместный труд и хорошо бы ему научиться.
С.Бакалеева
— То есть, плавание подразумевает потом в дальнейшем погружение под воду, с помощью, которое объяснит и покажет консультант и вы можете дальше заниматься этими упражнениями дома, правильно я понимаю?
Л.Е.Кредина
— Конечно, пока позволяет водная среда, мы можем заниматься этим дома.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Людмила Ефимовна. Мы сегодня говорили о раннем плавании – это прекрасная возможность ребенку почувствовать, что такое водная стихия и самое главное, научиться не бояться этого. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема