Вы, конечно, знаете, что бывает «зеленое Рождество» и «белая Пасха»? Скажут: ну, это крайне редко. А вот в «нулевые» годы такое случалось не раз. Такие были погодные аномалии.
Помню, к Рождеству температура воздуха поднялась выше 5 градусов! Стали распускаться почки на кустах, трава зеленела. Прихожане недоумевали: когда же наступят рождественские морозы? Некоторые усматривали в такой погоде начало конца света. А я как специалист-климатолог объяснял: нет, морозов мы не дождемся, а снег будет нам на Пасху! Сказал, а сам думаю: вот ляпнул, ведь запомнят! И вдруг снег на Пасху не выпадет?
На Крещение к теплу добавился дождь! Тут уж народ не выдержал: как же крещенское купанье?! Его весь год ждут любители окунуться в студеную крещенскую воду. Чтобы решить проблему, обратились... ну, разумеется, к батюшке. Батюшка, по мнению многих, он всё может решить, потому что ему так вменено по сану.
И одолели батюшку телефонные звонки. Вопрос был один: «Когда, батюшка, вы пойдете прорубь освящать?» Батюшка вежливо отвечал, а потом не выдержал и написал объявление: «Освящение проруби состоится сразу после замерзания воды в водоемах».
Но миновало Крещение (прорубь так и не состоялась), за ним Сретение, Великий пост начался... Мне хотелось надеяться, что мой легкомысленный прогноз забудется.
При приближении Страстной седмицы ничто не предвещало снега. Вот позор-то на мою голову падет! Но Господь смилостивился, и как только начался Пасхальный Крестный ход — повалил снег! Прихожане возмущались, а я ликовал: сбылось! И после пасхальной вечерни детишки во дворе вовсю играли в снежки.
«Как это тебе удалось предсказать?» — спрашивали прихожане. Ага, запомнили, значит!
— Да никак. Я просто так сказал, а Господь услышал, и — вот!
Такие шутки в небесной канцелярии.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.