Остров Крит славится не только своим чудесным климатом и чистым морем. Здесь до сих пор проходят археологические раскопки, благодаря которым открывается богатое историческое прошлое острова. На Крите в дохристианскую эпоху существовала знаменитая минойская культура, центром которой являлся Кносский дворец — уникальный памятник древней архитектуры и место обитания легендарного Минотавра. Минойская цивилизация предшествовала формированию культуры античной Греции. Несмотря на то, что ко времени пришествия в наш мир Иисуса Христа Минойская цивилизация практически исчезла, с ее языческим наследием христианской Церкви пришлось вести непростую борьбу. Делать это приходилось апостолу Титу, ученику апостола Павла. Тит был коренным критянином, родился в языческой семье, а, значит, прекрасно понимал, каким образом вести христианскую миссию среди жителей острова. Когда Тит стал христианином точно не известно, но именно он сопровождал апостола Павла на апостольском соборе, который проходил в Иерусалиме в 49-50 годах первого века. Впоследствии Титу было Павлом поручено вести самостоятельную миссионерскую деятельность. Затем Тит с благословения апостола Павла вернулся на Крит, где возглавил местную Церковь, став первым христианским епископом острова. Служение Тита было непростым — критяне проявили себя как люди упрямые, часто говорящие неправду, двуличные. Воодушевить своего ученика взялся апостол Павел, который направил Титу послание, призывая его не падать духом и с воодушевлением осуществлять свое служение. Отрывок из послания к Титу читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тит, 2.11 явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 2.12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 2.13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 2.14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. 3.4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 3.5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 3.6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 3.7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Послание апостола Павла к Титу относится к числу так называемых пастырских посланий, в которых Павел предлагает свой взгляд на принципы деятельности христианского священнослужителя. Павел призывает Тита не отчаиваться, со стойкостью нести возложенную на него миссию. Апостол напоминает своему ученику о подвиге Христа, Который пришел в мир для спасения всех людей — добрых и злых. Не все приняли Спасителя, нашлись и те, кто отправил Христа на страшную казнь. Среди гонителей христиан в свое время был и сам апостол Павел. По словам апостола, если благодать Божия изменила его, она способна преобразить и любого другого человека. Павел напоминает ученику и о том, что Бог спасает человека по Своей любви к нему. А Бог любит каждого человека — и доброго, и злого. И от каждого терпеливо ожидает отклика на свою любовь. Даже от критян, о которых апостол Павел, цитируя античного автора Эпименида, говорит так: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». И вот — в отношении упрямых, местами лживых критян Павел призывает своего ученика Тита не терять надежды. И они, с точки зрения апостола, могут стать частью «народа особенного, ревностного к добрым делам». Слова Павла оказались пророческими — современные критяне во многом не похожи на своих предков. На острове сегодня имеется большое количество монастырей, жители острова часто посещают богослужение. Приходят они и помолиться у мощей апостола Тита, первого христианского епископа Крита и святого-покровителя острова.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!