Пророчество в Священном Писании и в исторических документах - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Пророчество в Священном Писании и в исторических документах

Поделиться Поделиться
Ясный силуэт в небе черно-белое изображение

Фото: PxHere

Среди героев Библии есть категория праведников, объединённых особым служением — это пророки. Святые, возвещавшие израильскому народу волю Бога и предсказывавшие грядущие события, прошли через всю Священную историю. Авторству пророков принадлежит целый свод книг Ветхого Завета, их имена стали частью иудейской, а позднее и христианской летописи. Существовало ли такое явление, как пророчество, в древности у других народов Ближнего Востока? Ученые попытались ответить на этот вопрос, проанализировав археологическое открытие французской экспедиции под руководством Андрэ Парро.

Комментарий эксперта:

В 1934 году, при раскопках холма Тель-Харири на территории Сирии был обнаружен царский архив Лами-Мари, правителя государства Мари. Тексты, запечатлённые на тридцати тысячах клинописных табличек, охватывали все сферы жизни. Пятьдесят глиняных дощечек из этого собрания оказались адресованными царю письмами с пророческими предсказаниями. Авторами посланий были чиновники, в обязанность которых входило отслеживать всю информацию, касающуюся будущности как самого Лами-Мари, так и управляемого им государства. Они фиксировали прогнозы различных жрецов, гадателей, астрологов и давали оценку, кому из них следует доверять. В некоторых случаях царь получал рекомендации, каким идолам следует принести жертвы для благополучного исхода тех или иных событий. При этом личности предсказателей не играли роли в истории государства, в документах архива Мари не сохранилось даже их имен.

Пророк Иезекииль в своей книге, вошедшей в Священное писание, с горькой иронией описал действия правителя Вавилона Навуходоносора, готовящегося выступить в поход против Иудеи: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясёт стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень...». Интересно, что все способы гадания, упомянутые Иезекиилем, подтвердились археологическими открытиями.

Комментарий эксперта:

Согласно описаниям гаданий, сохранившимся в архиве Мари, упомянутое иудейским пророком трясение стрел являлось ничем иным, как вытягиванием жребия. Стрелы с надписями слагали в шлем, а затем вслепую выбирали одну, принимая слова на ней, как предсказание. Тот же механизм гадания использовали и при вопрошении терафимов — домашних идолов. Возле обожествляемых статуэток помещали те или иные предметы, и случайный выбор одного из них наделялся пророческим смыслом. На печени жертвенного животного гадатели также находили добрые или худые предзнаменования. В начале двадцатого века на севере Турции во время раскопок руин Хатуссы, столицы империи хеттов, немецкий археолог Хуго Винклер обнаружил глиняную модель овечьей печени. Муляж был испещрён надписями с толкованиями, какие повороты судьбы сулит то или иное изменение органа. Древний тренажёр стал свидетельством, что гадание по печени широко практиковалось на Ближнем Востоке.

Пророческая миссия в Израиле, в отличие от гаданий у иных народов, не ограничивалась предсказанием грядущих событий. Пророк был не только прорицателем, но наставником, воспитателем, обличителем народа и правителей. Его главной целью всегда оставался призыв к восстановлению чистых отношений с Богом. Если в языческом мире мерилом истинности предсказания являлась точность его исполнения, то пророк считал свою задачу выполненной, когда люди приносили покаяние, и грозное предзнаменование отступало, не исполнившись. Гадание язычников, при всем разнообразии форм и методов, не имело ничего общего с пророческим служением израильтян — и это подтвердили научные исследования!

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем