Октябрь 2015-ого года в городе Киренске, что в Приангарье, погодой не радовал. Столбики термометров показывали минусовую температуру, и залив реки Киренги покрылся льдом. Решив, что он уже крепок для катания 9-летний мальчик вышел на него и провалился в воду. Из ледяной ловушки школьника вытащили незнакомые люди — Максим и Валерия Матюнины.
Неподалёку от залива супруги оказались случайно. Отвезли дочь на занятия и, чтобы не терять времени в ожидании окончания урока, поехали за покупками. Валерия осталась в машине, а Максим отправился в магазин. Следом за ним туда вбежала стайка мальчишек и спустя минуту мужчина вместе с ребятами вышел на улицу. Дети, показывая руками на залив, кричали, что там тонет ребёнок. Максим бросился к воде. Жена бежала следом. На берегу рос тальник, и супруги наломали длинных веток, чтобы с их помощью вытащить ребёнка, вспоминает Валерия Матюнина:
Валерия Матюнина:
«Увидели, что в полынье мальчик. „Спасите, помогите, тону!“. Далековато было так до него: метров, наверное, 9-10. Хотели как-то палками его достать, никак не получалось. Супруг прыгнул в воду».
Валерия тоже шагнула в воду. Чтобы добраться до ребёнка Матюнины ломали лёд руками. Подплыв поближе, протянули мальчику ветки, за которые он уцепился. Завершающая часть спасательной операции, говорит Валерия, была уже несложной:
Валерия Матюнина:
«Он схватился, мы его вытащили до себя, а потом с ним уже плыли к берегу».
На берегу к мальчику и супругам подбежал незнакомый человек. Он снял с себя куртку и надел её на ребёнка. Потом подъехала «скорая» и увезла школьника. А Матюнины поехали домой. По счастью, ни они, проведя в ледяной воде 15 минут, ни мальчик, а он пробыл в полынье полчаса, не заболели. Максим и Валерия рассказали, что в те четверть часа не чувствовали обжигающего холода и не обращали внимания на то, что руки у них изрезаны льдом в кровь. Отважные супруги даже не думали тогда, что могут погибнуть сами. Они понимали только одно — ребёнка нужно спасти. А школьник, которому Матюнины подарили жизнь, пообещал, что больше он к незамёрзшей реке и близко не подойдёт.
В программе использованы материалы сетевого издания «Комсомольская правда».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.