В самом сердце Древних Афин, на большом холме возле Акрополя о Христе Распятом и Воскресшем проповедовал апостол Павел. Слушали его старейшины — члены верховного суда Ареопага. Это были самые уважаемые, образованные и благородные жители города. Апостол Павел был приглашен в Ареопаг, чтобы разъяснить новое учение. Как только апостол рассказал язычникам о Воскресении и Страшном Суде, многие засмеялись. Эллины закрыли обсуждение словами: «Об этом послушаем тебя в другое время». Но проповедь апостола Павла не осталась бесплодной. Слова его произвели огромное впечатление на некоторых членов Суда, в их числе был Дионисий Ареопагит, греческий философ, ставший христианским святым.
Будущий проповедник и богослов Дионисий Ареопагит родился в первом веке в Афинах. Он происходил из благородной семьи и получил классическое образование. Дионисий был красноречивым оратором, астрономом, философом и одним из судей Ареопага, на одном из заседаний которого он и встретил апостола Павла. Проповедь о Христе проникла в самое сердце язычника Дионисия и вскоре он принял крещение вместе со всей своей семьей. Философ оставил своих близких в Афинах, а сам в течение трех лет следовал за апостолом Павлом и стал его учеником. По преданию, апостол рукоположил Дионисия в епископы и Ареопагит вернулся в свой родной город Афины, чтобы здесь послужить спасению людей. Дионисий много лет проповедовал среди эллинов. Он стал не только первым епископом столицы языческой учености, но и первым богословом. До нас дошли десять писем и четыре книги, подписанных именем Дионисия Ареопагита: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии». Эти творения — их называют «ареопагИтики» — имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви, повлияли они и на западное христианство.
После кончины апостола Павла, святитель Дионисий Ареопагит, желая продолжить его проповедь, покинул Афины и отправился в западные страны. Многих святой Дионисий обратил ко Христу. Он проповедовал в Риме, а затем на территории современных Германии и Испании. Закончил свои миссионерские труды Дионисий Ареопагит в языческой Галлии — сейчас это территория Франции. Он поставил из числа своих спутников епископов в семи городах, а сам остановился в поселении на острове посреди реки Сены. Святой Дионисий Ареопагит обратил в христианство многих язычников древней ЛютЕции — именно так назывался город, давший начало современному Парижу. Здесь святой на собранные новообращенными христианами средства построил самую первую церковь. Дионисий Ареопагит был казнен в глубокой старости во время преследования христиан языческими властями.
Философ, богослов, ученик апостола Павла — священномученик Дионисий Ареопагит в своих миссионерских трудах опирался на идеи древнегреческих мыслителей и преобразил их благодаря христианской вере.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.