Бывает, люди встречаются, и между ними как будто пробегает искра. Они никогда раньше не видели друг друга, стесняются, но у каждого возникает удивительное чувство, что этот человек напротив хорошо знаком, что ему можно рассказать что угодно, и он обязательно всё поймет. Такая искра однажды пробежала между Отто Бисмарком и Иоганной Путкаммер.
Они встретились в 1844 году, на свадьбе общего знакомого. Отто Бисмарк – будущий первый канцлер Германской империи, осуществивший объединение Германии и прозванный «железным» – сразу приметил среди гостей девушку с прямым взглядом и острым умом. Но тогда встреча закончилась ничем – Отто и Иоганне так и не удалось толком поговорить. В следующий раз судьба свела их через два года. Бисмарк с удивлением обнаружил, что его молодая спутница обладает не только умом, но и твёрдым характером. При этом она была удивительно благочестива, а её большие и выразительные глаза излучали яркий свет, за которым скрывалась духовная глубина. Заглянув в них, Бисмарк понял, что уже никогда не забудет эту девушку.
Настойчивый и неординарный мужчина, прирождённый дипломат, тоже привлёк Иоганну. Заручившись согласием избранницы, Бисмарк написал её отцу письмо, в котором просил руки девушки. …И получил отказ. Родители Иоганны были категорически против того, чтобы она вышла замуж за мужчину с такой репутацией – Бисмарк ещё в студенческие годы получил прозвище «бешеный» за взрывной характер. Но будущий канцлер не зря прославился своим упрямством – он решил вести переговоры лично и приехал в дом невесты. Знакомство с Бисмарком, его тёплое отношение к Иоганне благотворно повлияли на мнение родителей. Однажды Отто сказал матери невесты, что соединённое Богом люди разъединять не должны. Это убедило взволнованную мать в том, что её дочь никогда не бросят. И Бисмарк получил согласие на свадьбу. Свою брачную клятву он никогда не нарушал и оберегал Иоганну от всех бед.
Молодой жене поначалу не слишком нравилась профессиональная деятельность мужа, который со временем поднимался всё выше и выше по карьерной лестнице. Да и кто будет рад тому, что на его любимого человека совершают покушения? Бисмарк чудом оставался жив, заставляя изрядно понервничать всю свою семью. Это было не единственное испытание, уготованное Иоганне. Нападки врагов, предательства друзей, чего только не придётся пережить супругам… Но ничто, даже долгая разлука не заставит их отдалиться друг от друга.
Став послом, Бисмарк был вынужден уезжать в другие страны. Иногда он месяцами не видел семью. Иоганна одна занималась воспитанием детей и грустила вдали от мужа. Её одиночество скрашивали оригинальные посылки: из Петергофа Бисмарк посылал ей ветки жасмина; из Бордо - полевые цветы.
Углубляясь в политику, Бисмарк никогда не забывал про любимую жену. Он просил писать ему письма каждый день и страшно переживал, если почта задерживалась. Но когда посыльный наконец-то приходил, то Бисмарк получал целый ворох писем – от каждого из троих детей и, конечно же, от милой Иоганны. После сорока лет брака их послания друг другу всё ещё были полны нежности и заботы, а день своей свадьбы канцлер называл не иначе, как «солнечным лучом, осветившим его существование».
Бисмарк высоко ценил жену и не стеснялся хвалить её перед знакомыми. «Вы не поверите, что сделала из меня эта женщина!» - говорил он. Иоганна действительно сделала многое – она не только полностью взяла на себя воспитание детей и ведение хозяйства, она начала жить жизнью мужа. Иоганне было важно всё, чем занимался Бисмарк, она жертвовала ради него даже своим мнением. Однажды на вопрос мужа, хочется ли ей продолжить прогулку, Иоганна ответила: «Поступай, как тебе угодно, иной воли, чем твоя, у меня нет». Такое искреннее смирение жены перед мужем творило чудеса – Иоганна была чуть ли не единственным человеком, который мог оказывать влияние на Бисмарка. Именно благодаря её влиянию Отто стал верующим и начал читать Библию каждый день, хотя раньше насмехался над религией.
Искренняя забота друг о друге позволила супругам прожить в счастье почти пятьдесят лет. Когда Иоганна умерла после долгой болезни, Бисмарк плакал над ней, как ребёнок. «Всё, что у меня оставалось, была Иоганна», - говорил он сестре. К тому времени Бисмарк уже покинул пост канцлера, дети давно выросли. Он умер через несколько лет после жены, до последнего дня повторяя имя своей любимой, нежной и доброй Иоганны.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».