«Мне вполне комфортно без какой-либо религии, я не вижу в ней практического смысла... Мне не нравится, как ведут себя те или иные христиане... Мне не нравится, как всё устроено в Церкви....»
Что общего во всех этих фразах? Они все исходят из того, что религия — это что-то такое, что должно мне нравиться. Отвечать моим запросам, удовлетворять мои нужды. Соответствовать моим вкусам. Такое отношение отчасти понятно — мы живём в условиях рыночной экономики, в которой невероятное количество продавцов товаров и услуг состязаются за наше внимание и наши деньги. Интернет сделал это особенно бросающимся в глаза — чуть ли не большую часть суток многие из нас проводят, глядя в экран, на котором, на полях веб-страниц, постоянно мелькают предложения что-то купить, воспользоваться теми или иными услугами, пройти обследование, записаться в спортивный зал.
Естественно, мы оцениваем все эти многочисленные предложения с точки зрения наших потребностей и возможностей, а мне-то оно зачем? А не обойдусь ли я отлично без всего этого? И, чаще всего, мы действительно отлично обойдёмся.
Но христианская вера — это не товар или услуга, которые я могу оценивать с точки зрения того, подходит ли это мне.
Это Владелец мироздания и мой законный Владелец приходит заявить на меня свои права. Бог, который создал меня с определённой целью — для жизни вечной и блаженной. В одной детской сказке есть история о том, как мальчика-сироту находит посланец от его отца-короля, чтобы отвести его домой, во дворец к королю.
Король и его посланец не пытаются что-то продать этому мальчику. Они хотят вернуть его домой, где ему место, где он вырастет в семье, которая его любит, вернуть его к Отцу, которому он по праву принадлежит.
Евангелие — это возвещение о том, как Сын Божий стал человеком, умер на Кресте и воскрес из мёртвых, чтобы вернуть нас в Отчий дом, на Небеса, в ту семью ангелов и святых, глава которой — Бог, и где мы будем вечно и бесконечно счастливы.
Мы с вами отлично обойдёмся без абсолютного большинства товаров и услуг, которые настойчиво рекламируют в интернете — мы можем выбрать другую еду или другую модель смартфона - это всё не очень важно. Но мы не можем выбрать другого отчего дома. Потому что другого отчего дома нет.
И вопрос, который перед нами ставит Евангелие, совсем не в том, подходит ли это мне. Если это истина — то это единственное, что мне вообще может подойти. Никакого другого рая, никакой другой жизни вечной и блаженной просто нет.
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема