Пророками называют людей, наделённых даром слышать голос Бога и передавать людям волю Господа.
Одним из таких глашатаев и посланников Бога был ветхозаветный пророк Иона.
Сегодня мы говорим о пророке Ионе и стихотворении Олега Чухонцева «Вот Иона-пророк, заключённый во чреве кита...»
В «Книге пророка Ионы» из Ветхого Завета говорится, что однажды Господь велел Ионе идти с проповедью в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства. Но пророк не хотел нести слово Божие врагам народа израильского. Иона сел на корабль, который отправлялся совсем в другую страну. Вдруг на море поднялась сильная буря, угрожая кораблю гибелью. Люди на судне стали бросать жребий, чтобы узнать, из-за кого их постиг гнев Божий. Жребий пал на Иону, который признался в своем грехе, сказав: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Пророка бросили в море, и буря утихла.
Но Иона пророк не погиб в морской пучине — его проглотила огромная рыба, которая в Библии названа китом. Три дня и три ночи Иона пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании.
Вот как говорится об этом в стихотворении современного поэта Олега Чухонцева.
Вот Иона-пророк, заключённый во чреве кита,
там увериться мог, что не всё темнота-теснота.
В сердце моря, в худой субмарине, где терпел он, как зек,
был с ним Тот, Кто и ветер воздвиг, и на сушу изверг.
И когда изнеможил, когда в скорби отчаялся он,
к Богу Сил возопил он и был по молитве спасён.
По молитве даётся строптивость ума обороть:
Встань, иди в Ниневию и делай, что скажет Господь.
Через три дня кит отпустил Иону на сушу, и пророк отправился с проповедью в Ниневию. Он говорил о том, что если ассирийцы не покаются в своих грехах, через сорок дней город будет разрушен.
Жители НиневИи вместе с царём наложили на себя строгий пост, стали молиться, приносить покаяние в грехах, и Господь их помиловал. Ионе пришлось не по душе такое милосердие Бога к врагам израильтян. Он в скорби удалился за город, где получил от Господа ещё один урок. Возле палатки Ионы чудесным образом за одну ночь выросло большое растение, которое защищало его от зноя. На другой день растение засохло, Иона об этом очень горевал, и Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек?»
В стихотворении Олега Чухонцева, центральной темой которого является сцена бури и спасения пророка Ионы из морских глубин, упоминается и об этом чудесном растении.
Вырывающаяся из рук корабельная снасть
не даёт кой-то век уже судну в порт приписки попасть.
На кого и пенять косолапым волкам, как не на
пассажира уснувшего, под которым трещит глубина.
Растолкать? Бросить за борт? Покаяться? Буря крепка,
берег твёрд, и за кормчим Невидимая Рука.
Не пугайся, Иона, у нас впереди ещё Спас,
ещё встанет растеньице за ночь и скукожится враз.
Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное его спасение было прообразом смерти и воскресения Христа Спасителя. Иисус Христос говорит в Евангелии от Матфея: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
И в стихотворении Олега Чухонцева звучит эта тема. Лирический герой стихотворения обращается к библейскому герою с такими словами: «Не пугайся, Иона, у нас впереди ещё Спас».
Псалом 29. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек".
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:
10 "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником".
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема