Жизнь каждого человека во многом определяют встречи с людьми. И как важно, когда на жизненном пути встречается человек исключительной силы духа...
Сегодня мы говорим о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском и книге игумена Германа (Подмошенского) «Цена святости».
В 50-х годах 20 века Глеб Подмошенский, сын эмигрантов из России, учился в духовной семинарии при Свято-Троицком монастыре в американском городке Джорданвилле.
Однажды семинаристы узнали, что в Свято-Троицкий монастырь, этот духовный центр Русской православной церкви заграницей, прибывает из Европы архиепископ Иоанн Шанхайский.
В общих чертах семинаристы знали необычную биографию святителя Иоанна (Максимовича). Он родился в России, в местечке Адамовка Харьковской губернии, учился в Харькове — во время гражданской войны вся его семья эмигрировала в Сербию. В Сербии принял монашеский постриг с именем Иоанн, в честь своего святого предка, известного церковного деятеля XVIII века - митрополита Иоанна Тобольского.
Маленького роста, подвижный, как ребёнок, владыка Иоанн Шанхайский был совершенно не похож на величавого архипастыря, которого ожидал увидеть семинарист Глеб (в будущем — игумен Герман Подмошенский).
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
«...Передо мной стоял сгорбившийся монах невероятно маленького роста с растрёпанными седыми волосами, в чёрном набок надетом клобуке и с довольно суровым выражением лица... Я знал, что передо мной стоит святой, пришедший из другого мира, живой мученик из страдальческой России... Я чувствовал, что что-то экстраординарное было сосредоточено в этом хрупком, согбенном, но энергичном таинственном старце».
В 1937 году отец Иоанн был посвящён в епископа Шанхайского и отправился в Китай. В Шанхае он развернул бурную деятельность и стал духовным наставником для тысяч русских эмигрантов. Благодаря трудам епископа Иоанна Шанхайского, в городе был построен большой собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», открыт приют для детей-сирот.
Когда после Великой Отечественной войны к власти в Китае пришли коммунисты, большая колония русских эмигрантов нашла временное пристанище на Филиппинах. Архиепископ Иоанн Шанхайский вылетел в Америку и сумел добиться в Сенате, чтобы русских эмигрантов приняли в США. Большинство беженцев поселилось в Сан-Франциско.
Сам владыка Иоанн продолжил своё служение в Западной Европе, став епископом Брюссельским и Западноевропейским. Он нередко приезжал в Америку, где было много его духовных чад — эмигрантов из Шанхая.
В 1962 году владыка Иоанн был назначен епископом Сан-Францисском и успел несколько лет потрудиться в Америке.
Многим запомнился случай, как владыка Иоанн неожиданно явился в Русский центр в Сан-Франциско, где отмечался праздник Хэллоуин.
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
... С гневом владыка посохом распахнул дверь, вошёл и увидел, что его паства, разряженная во всякие соответствующие костюмы, танцует, справляя Хэллоуин. Громко стуча посохом о пол, он обошёл кругом всё помещение. Музыка прекратилась. Некоторые дамы в смущении бросились к владыке Иоанну за благословением, но их отталкивал посохом и при полном смятении напряжённой толпы, не проронив ни одного слова, ушёл. На утро разразился гром: было им сказано сильное слово с амвона...
После принятия монашества отец Иоанн вёл подвижническую жизнь: соблюдал строгие посты, даже зимой ходил в сандалиях на босу ногу, за что в Китае его называли Иоанн Святой Босой.
А ещё он принял на себя редкий подвиг постоянного бодрствования и неусыпной молитвы — он никогда не ложился ночью в постель и лишь недолго дремал в кресле.
Игумен Герман стал свидетелем этого подвига, когда однажды обратился к владыке Иоанну за духовным советом и стал открывать ему свою душу. Отец Иоанн Шанхайский сидел в кресле с закрытыми глазами и даже слегка похрапывал — казалось, он крепко спит. Но как только собеседник замолкал, владыка тут же открывал глаза и требовал, чтобы монах Герман продолжал говорить.
ГЕРМАН (ПОДМОШЕНСКИЙ):
«Я высказал все основные вопросы, которые мне необходимо было разрешить. Когда я остановился, владыка спросил, закончил ли я. После утвердительного ответа он один за другим, пункт за пунктом ответил на все вопросы, которые я задавал, пока он спал. Я был поражён и понял, что он не спал — лишь его тело от изнеможения выглядело спящим».
Для семинариста Глеба Подмошенского встреча с епископом Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским определила всю его дальнейшую жизнь. После окончания семинарии он принял монашество с именем Герман и вместе со своим другом, иеромонахом Серафимом Роузом, основал в Калифорнии православное братство в честь преподобного Германа Аляскинского.
Книга игумена Германа (Подмошенского) «Цена святости» содержит уникальные воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, причисленном в 2008 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви к лику святых.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема