Мне нередко доводилось сталкиваться с историями людей, которые неожиданно и кардинально меняли свою жизнь, посвящали время и силы тому, чтобы сделать мир вокруг лучше и добрее. Почему-то эти люди, как герои легенд, казались мне очень далёкими. Но с Андреем Викторовичем Завражновым вышло иначе.
Его история очень напоминает мне библейский сюжет, в котором богатый благочестивый юноша пришёл к Иисусу Христу за наставлением. Спаситель предложил ему раздать всё имущество нищим, а затем последовать за Ним. Но юноша так и не смог рассекаться со своим богатством.
Это вовсе не повод для его осуждения. Не так-то просто отказаться от денег и комфорта.
Лишь немногим удаётся сделать себя по-настоящему свободными и счастливыми. Но у москвича Андрея Завражнова получилось.
У него было всё для красивой и радостной жизни. Любимая жена, пятеро детей и успешный бизнес. Но вот парадокс, чем больше становилось денег, тем меньше удовольствия они приносили. В сердце появилась необъяснимая тоска.
В этот сложный период Андрей Викторович обратился к вере. Именно тогда в его душе произошла важная перемена. Столичный бизнесмен по-настоящему ощутил присутствие Бога в жизни и наконец-то почувствовал себя счастливым.
Тогда он принял твёрдое решение доверить свою жизнь Христу и последовать за ним. Андрей Завражнов пожертвовал все свои сбережения другим людям и вместе с семьёй переехал в Калужскую область.
Здесь он много трудился при монастыре Оптина пустынь, работал трактористом.
Однажды после службы в монастыре Андрей Викторович познакомился со старцем Илием, духовником Оптиной пустыни. И эта встреча стала для него судьбоносной, новым этапом в его духовной жизни. Он во всем старался прислушиваться к мнению старца. Благодаря чему сотворил немало добрых дел.
Как-то раз отец Илий попросил Андрея Завражнова организовать в Калужской области детский приют. Сначала мужчина растерялся. Он даже не представлял, с чего начать. Но просьбу старца выполнил. «Главное молиться, Бога не забывать и всё управится», — говорил Андрей Викторович. Не прошло и года, как он снова пришёл к отцу Илию и сказал: «Задача выполнена! Приют открыт!». С 2000 года здесь помогают детям, попавшим беду.
За время работы приюта более трёхсот детей получили помощь. Многие из них впоследствии создали собственные крепкие семьи.
Доверившись Богу, Андрей Завражнов смог не только сам обрести счастье, но и вдохновил сотни людей на судьбоносные перемены.
На 61-м году жизни у Андрея Завражнова остановилось сердце. Он ушёл из этого мира, но всех, кто его любит, не покидает чувство, что он рядом. Так и есть. Любовь способна победить смерть. Недаром говорят: «У Бога все живы!»
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема