В ученых кругах долгие годы преобладало мнение, что библейская книга пророка Даниила - это не пророчество, а составленная спустя несколько веков подделка. Ведь на самом деле, имя вавилонского царя Валтасара, одного из главных героев этого повествования, не встречается ни в одном из традиционных списков властителей этого государства. Нет этого имени и у древнего историка Геродота, подробно описавшего события тех времен. Но может ли библейское сказание быть выдумкой, помещающей на трон «несуществующих» персонажей? Защитники историчности Библии долгое время не могли предъявить никаких доказательств. Пока в 1881 году ассирийский археолог Хормузд Рассам не отправился на раскопки Сиппара, одного из древнейших городов Междуречья.
Рассам был опытным археологом, к тому времени на его счету было несколько значимых открытий. Например, находка одного из семи чудес древнего мира - знаменитых Висячих садов Семирамиды. Наконец, среди руин древнего Сиппара, ученый открыл развалины храма в честь бога солнца - Эбаббарры. В одном из помещений святилища археолог обнаружил небольшой глиняный цилиндр, написанный от имени вавилонского царя Набонида. Когда клинописный текст был расшифрован, он произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Эксперт: По сути, ученый мир по-настоящему поразила лишь одна фраза. В ней упоминался Валтасар - первородный сын Набонида! Значит, этот персонаж все-таки существовал в действительности. Но был ли он царем? Повсеместно считалось, что Набонид являлся последним вавилонским правителем. Стал ли его сын наследником царства?
Ученые строили догадки, пока в 1927 году английский археолог Чарльз Леонард Вулли не раскопал древневавилонский храм в городе Уре. Рядом с ним англичанин обнаружил царские гробницы и обширный архив. Именно там и была найдено надпись, с которой указывалось что Валтасар был соправителем Вавилона, вместе со своим отцом Набонидом! Это не только подтвердило библейскую версию исторических событий, но и помогло истолковать одну из загадочных фраз в книге пророка Даниила.
Эксперт: Согласно повествованию, царь Валтасар, обещает щедро наградить, того, кто расшифрует таинственную пророческую надпись, появившуюся на стене. Кроме того, он заверяет, что тот будет "третьим властелином будет в царстве" А кто же тогда второй? Открытие надписи в Уре дало ответ! Вторым был именно Валтасар, как соправитель своего отца Набонида. Ведь тот все еще был официальным царем.
Внимательное сопоставление данных книги пророка Даниила и клинописных рукописей из найденных архивов позволило историкам сделать поразительный вывод. Ее автор - современник описываемых событий, знающий подробности жизни вавилонского двора.
Расшифровывая тексты на глиняных табличках, специалисты находили новые и новые подтверждения описанным в книге Даниила фактам воспитания пленных еврейских юношей в придворных школах, разделения жрецов и чиновников на различные классы, о болезни царя Навуходоносора…
Неудивительно, что в итоге для целого ряда ученых одним из исторических документов, подлинно описывающих картину древнего Вавилона, стала Библейская книга пророка Даниила.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 




