Преподобный Антоний родился в Египте в середине третьего века в христианской семье. Двадцатилетним юношей он похоронил отца и мать и оказался перед вопросом — как выстраивать свою жизнь дальше? Горячая любовь к Богу призывала к монашеству, но большое состояние и обширное хозяйство, унаследованные от родителей, требовали внимания и трудов. К тому же на руках у Антония оставалась младшая сестра. Сомнения разрешили слова Евангелия, прозвучавшие на богослужении: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Антоний поспешил исполнить призыв Спасителя — он раздал бедным односельчанам деньги и землю, и, поручив заботу о сестре знакомым христианкам, удалился от людей.
Некоторое время юноша жил в пещере неподалеку от родного селения под руководством некого старца, а затем ушёл в одиночестве вглубь пустыни. Двадцать лет Антоний провёл в непрестанных испытаниях, претерпевал голод, жажду, холод и зной. Но самыми страшными искушениями, по словам самого пустынника, были тоска по миру и тревожные мысли. Враг рода человеческого смущал подвижника сомнениями в избранном пути. Он скучал по сестре, жалел розданного имущества и оставленных удовольствий мирской жизни. Преподобный Антоний хранил твёрдую веру и непрестанно творил молитву, но иногда ему казалось, что Господь оставил его. Когда же духовные страдания усилились настолько, что терпеть их было почти невозможно, подвижнику явился Иисус Христос и уверил, что Он всегда был и будет рядом.
Слава о подвижнической жизни Антония распространилась в Египте. Вокруг пещеры, где он жил, стали селиться монахи, желающие быть его учениками. В 305 году они обратились к преподобному с просьбой стать их наставником.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Благослови нас, отче! Каждый из нас стремится к Богу, так научи, как сделать прямым этот путь!
И преподобный прервал свое уединение. Он вышел к братии с такими словами.
АНТОНИЙ:
Для научения достаточно Писаний. Но мы с вами можем укреплять друг друга верой, утешать добрым словом. И я расскажу вам о том, что изведал опытом.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Так скажи нам сразу — что важнее всего для монаха?
АНТОНИЙ:
Важнее всего, пребывая в подвиге, не предаваться унынию. И помнить — всякому, избравшему благое, Бог содействует ко благу.
Преподобного Антония называют основателем отшельнического монашества —под его духовным руководством впервые объединились несколько подвижников. Пещеры иноков, вверивших себя одному авве, то есть отцу, стали называться улицей, или, по-гречески, лаврой. Это название монастырей сохранилось и поныне применительно к самым крупным обителям.
Святой Антоний дважды покидал свою лавру. В 311 году, во время гонений императора Максимиана, он посетил главный город Египта, Александрию, чтобы укрепить христиан в их подвиге. Не страшась мучений, преподобный открыто исповедовал свою веру во Христа, но Господь уберег его от ареста. Второй раз старец появился в египетской столице в триста пятидесятом году по приглашению архиепископа Афанасия Великого. Еретики-ариане, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что преподобный разделяет их взгляды. Антоний опроверг эти наветы и осудил еретическое учение, чем уберег многих от пагубного заблуждения.
Святой Антоний мирно скончался в возрасте девяноста лет. Он запретил ученикам открывать людям место своего погребения, чтобы избежать почитания, коего считал себя недостойным. Однако его святые мощи были обретены и торжественно перенесены сначала в Александрию, затем в Константинополь, а в десятом столетии — во Францию, в монастырь неподалеку от города Вьен. В этой обители, носящей имя святого, его останки хранятся и поныне.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер