Преподобный Антоний родился в Египте в середине третьего века в христианской семье. Двадцатилетним юношей он похоронил отца и мать и оказался перед вопросом — как выстраивать свою жизнь дальше? Горячая любовь к Богу призывала к монашеству, но большое состояние и обширное хозяйство, унаследованные от родителей, требовали внимания и трудов. К тому же на руках у Антония оставалась младшая сестра. Сомнения разрешили слова Евангелия, прозвучавшие на богослужении: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Антоний поспешил исполнить призыв Спасителя — он раздал бедным односельчанам деньги и землю, и, поручив заботу о сестре знакомым христианкам, удалился от людей.
Некоторое время юноша жил в пещере неподалеку от родного селения под руководством некого старца, а затем ушёл в одиночестве вглубь пустыни. Двадцать лет Антоний провёл в непрестанных испытаниях, претерпевал голод, жажду, холод и зной. Но самыми страшными искушениями, по словам самого пустынника, были тоска по миру и тревожные мысли. Враг рода человеческого смущал подвижника сомнениями в избранном пути. Он скучал по сестре, жалел розданного имущества и оставленных удовольствий мирской жизни. Преподобный Антоний хранил твёрдую веру и непрестанно творил молитву, но иногда ему казалось, что Господь оставил его. Когда же духовные страдания усилились настолько, что терпеть их было почти невозможно, подвижнику явился Иисус Христос и уверил, что Он всегда был и будет рядом.
Слава о подвижнической жизни Антония распространилась в Египте. Вокруг пещеры, где он жил, стали селиться монахи, желающие быть его учениками. В 305 году они обратились к преподобному с просьбой стать их наставником.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Благослови нас, отче! Каждый из нас стремится к Богу, так научи, как сделать прямым этот путь!
И преподобный прервал свое уединение. Он вышел к братии с такими словами.
АНТОНИЙ:
Для научения достаточно Писаний. Но мы с вами можем укреплять друг друга верой, утешать добрым словом. И я расскажу вам о том, что изведал опытом.
ОДИН ИЗ ОТШЕЛЬНИКОВ:
Так скажи нам сразу — что важнее всего для монаха?
АНТОНИЙ:
Важнее всего, пребывая в подвиге, не предаваться унынию. И помнить — всякому, избравшему благое, Бог содействует ко благу.
Преподобного Антония называют основателем отшельнического монашества —под его духовным руководством впервые объединились несколько подвижников. Пещеры иноков, вверивших себя одному авве, то есть отцу, стали называться улицей, или, по-гречески, лаврой. Это название монастырей сохранилось и поныне применительно к самым крупным обителям.
Святой Антоний дважды покидал свою лавру. В 311 году, во время гонений императора Максимиана, он посетил главный город Египта, Александрию, чтобы укрепить христиан в их подвиге. Не страшась мучений, преподобный открыто исповедовал свою веру во Христа, но Господь уберег его от ареста. Второй раз старец появился в египетской столице в триста пятидесятом году по приглашению архиепископа Афанасия Великого. Еретики-ариане, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что преподобный разделяет их взгляды. Антоний опроверг эти наветы и осудил еретическое учение, чем уберег многих от пагубного заблуждения.
Святой Антоний мирно скончался в возрасте девяноста лет. Он запретил ученикам открывать людям место своего погребения, чтобы избежать почитания, коего считал себя недостойным. Однако его святые мощи были обретены и торжественно перенесены сначала в Александрию, затем в Константинополь, а в десятом столетии — во Францию, в монастырь неподалеку от города Вьен. В этой обители, носящей имя святого, его останки хранятся и поныне.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема