Бездетность в Библии и в исторических документах - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Бездетность в Библии и в исторических документах

Поделиться Поделиться
Старые записи в тусклом свете

Фото: Valeriia Neganova/Unsplash

Первая библейская книга Царств начинается с рассказа об Анне, бездетной жене израильтянина по имени Елкана. По причине её бесплодия он взял вторую супругу, та рожала сыновей и дочерей и попрекала свою соперницу. Елкана, сильно любящий Анну, старался утешить её как мог — оказывал ей особое внимание, уделял за трапезой лучшие куски. «Отчего ты не ешь, Анна, почему терзаешься и плачешь целыми днями? Разве я для тебя не лучше десяти сыновей?», — вопрошал Елкана. Но ей, оказавшейся в унизительном положении, не приносили радости ни расположение мужа, ни вкусная еда — лишь в молитве она находила утешение.

А каково было положение бездетных женщин у иных народов Ближнего Востока в ветхозаветные времена? Ответ на этот вопрос ученые нашли в кодексе законов вавилонского царя Хаммурапи, обнаруженном французскими археологами на территории Персии в 1901 году.

Комментарий:

Во время раскопок древнего города Сузы французская археологическая экспедиция обнаружила чёрную конусообразную стелу, испещрённую клинописными надписями. После расшифровки выяснилось, что это законодательный свод, созданный при царе Хаммурапи в восемнадцатом веке до Рождества Христова. Кодекс, состоящий из двухсот восьмидесяти двух пунктов, регулировал сферы жизни вавилонского общества, в том числе и семейные отношения. Это законодательство вменяло детям в обязанность не только заботу о родителях, ставших немощными, но также их похороны и совершение ритуалов, облегчающих посмертную участь. Таким образом, отсутствие потомков лишало надежды на благополучие как в земной жизни, так и по исходе из неё. Закон оставлял мужчине возможность позаботиться о себе — он мог взять вторую жену или рабыню в наложницы, чтобы произвести наследников. Также муж имел право изгнать бесплодную супругу из дома, вернув ей приданное, и тогда её участь оказывалась вовсе плачевной — она была обречена на нищенское голодное существование.

Библейские тексты не раз описывают ситуации, когда мужчина, любя свою бесплодную жену, берет вторую супругу или наложницу, чтобы произвести на свет потомство. Однако, в Священном писании нет ни одного примера изгнания женщины из дома за бездетность.

Анна старалась переменить свою участь — она просила Творца даровать ей дитя. Первая книга Царств представляет её стоящей на пороге храма и беззвучно, одними губами произносящей такие слова: «Господи Саваоф! Если ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, то дитя, дарованное Тобой, я отдам на служение Тебе на все дни жизни его». Священник Илий вначале осудил Анну за странное поведение, поскольку счел нетрезвой. Когда же он понял, что женщина в страдании молится своими словами, то благословил её. Была ли подобная религиозная практика у народов, соседствовавших с иудеями? Исторические документы, обнаруженные учеными при раскопках древних городов-государств, содержат множество молитвенных текстов и ритуалов, в том числе и сулящих исцеление от бесплодия. Известный австрийский ассириолог двадцатого века Адольф Лео Оппенгейм проанализировал эти источники в своей работе «Религиозная жизнь древней Месопотамии».

Комментарий:

Религиозные практики в Месопотамии, несмотря на бесконечное разнообразие распространенных в ней культов, имели ряд общих признаков. Так, молитвы здесь неизменно были связаны с ритуалами, выстроенными по строго определённой схеме. Обращение за помощью к тому или иному божеству в Месопотамии — это не просьба в человеческом понимании, а часть магического действа, теряющая смысл вне его контекста. Месопотамские женщины, мечтающие родить ребенка, обращались к жрецам, и те за определенные пожертвования совершали положенные обряды. И ни один из найденных археологами в Месопотамии исторических документов не содержит информации о спонтанной молитве.

Бездетная Анна из Первой книги Царств обратила к Богу молитву, выплеснувшуюся из глубины её сердца. Свою судьбу она видела во власти Вседержителя, и в простоте обращалась к Нему. И Творец откликнулся на молитву Анны — вскоре она родила мальчика, который стал известен как пророк Самуил. Такое поведение было немыслимо для бесплодных женщин иных ближневосточных племен. Как показали научные открытия, языческое мироустройство лишало их не только социальной безопасности, но и возможности излить свою скорбь милосердному Создателю.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем