Сейчас мы с вами попробуем прочитать редкостное стихотворение, написанное как раз в начале девятнадцатого века, когда юноша Пушкин ещё только готовился к своему лицейскому выпуску. Забегая вперед, скажу, что поэта, чьи стихи сейчас прозвучат, Александр Сергеевич знал, читал и даже помянул, правда, не назвав имени, в «Отрывках из путешествия Онегина».
Имя сегодняшнего автора — Иван Долгоруков — поэт, драматург и мемуарист из славного рода Долгоруковых. А ещё — меценат и государственный деятель. В 1802-м — 1812-м годах — Долгоруков служил владимирским губернатором, его любили и почитали.
Сейчас прозвучит акростих, это такое стихотворение, первые буквы каждой строчки которого, читаемые сверху вниз одна за другой, — складываются в слово, в сочетание слов, а то и в целое предложение.
Искусный акростих Долгорукова — это, представьте себе, первая строка 112-го псалма ветхозаветного царя Давида. Она является и эпиграфом ко всему тексту, её мы слышим в конце каждой Божественной Литургии: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века...»
Итак, Иван Долгоруков, «Акростих»:
Буди имя Господне благословенно отныне и до века
Блажен, кто Божества щедроты ощущает,
Ум дерзкий обуздав, на Бога уповает,
Душою чтит Его, всей мыслию любя,
И с жребием своим вручил Ему себя!
Из тьмы создавый свет вселенной всей Зиждитель,
Морей и суши Царь! Будь дней моих хранитель!
Я истины прямой стези всегда ищу;
Гнушаясь всякой лжи, правдивым быть хочу.
О! Сколь погрешно я закон Твой разумею,
Сует мирских оплот расторгнуть не умею;
Приятности любви вкушая льстивый яд,
Обманут всякой день я чаяньем отрад;
Дражайшею мечтой пленяясь ежечасно,
Неволею влеком туда, где сердце страстно;
Единственно ему стремяся угождать,
Блаженством чту в любви всечасно воздыхать,
Ловя, как будто тень, минуты бесполезны.
Ах! Слаб я пред Тобой одним — лить токи слезны;
Господство чувствам дав и ум рассеяв весь,
О чем, о чем пекусь я, пресмыкаясь здесь?
Судьбу, а не себя, напрасно укоряю,
Лукавства весь сосуд досуха испиваю;
От счастия далек, хотя бегу за ним:
Все страх в душе моей — все тьма глазам моим.
Ей, тако я живу, жить иначе не зная;
На благости Твои, Всесильный, уповая,
Незыблему на них надежду восприяв,
О, Боже! От Тебя жду новый ум и нрав.
Отторгни, разорви несовершенства узы!
Ты можешь, Боже, всё: в Твоей руке союзы,
Непостижимо персть связавшие с душой
И сущие в борьбе всегда между собой.
Не зреть в Тебе Отца, но Судию лишь строга,
Есть мука всех лютей — коль сладко видеть Бога
Источником всех благ, Началом райских дней,
Душевные тоски отрадой чтить своей.
О, Боже! Всяка тварь — песчинка пред Тобою!
Владея тьмой миров, владеешь Ты судьбою.
Естественных страстей пределы сохраня,
Ко мне всещедрый взор и слух Свой преклоня,
Ад сердца утоли — и успокой меня!
Это было стихотворение «Акростих» — пера старшего пушкинского современника, князя Ивана Михайловича Долгорукова.
Первые буквы сей пронзительной стихотворной исповеди, прочитанные сверху вниз, сложились у князя в строку 112-го Псалма Давида: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Стихи вошли в книгу «Бытие сердца моего или Стихотворения князя Ивана Долгорукова», выпущенную в Москве — в далеком 1817-м году.
29 декабря. Об образах соблазнов в Новом завете

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый».
Об образах соблазнов в Новом завете — протоиерей Владимир Быстрый.
Здесь речь не о членах тела. Господь повелевает отсекать греховные помыслы и страсти, растлевающие душу. Как наставляет нас святитель Иоанн Златоуст, должно отсекать худые пожелания. Эти слова неразрывно связаны с заповедью: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за мной». Отвергнуться себя значит умертвить в себе грех.
«Если решился на эту брань, то как жалеть о малой склонности, отвлекающей с пути? Рука, нога, око — образа соблазнов, входящих через дела, движение тела и пленение ума. Всё, что вредит душе, должно быть беспощадно отсечено.
Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Нет выкупа за душу. Потому не страшись внешнего оскудения. Лучше в скудости сохранить душу живой, чем в изобилии погубить её. Отсеки, исторгни соблазн, и обретешь главное — целость духа и мир сердца.
Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь. Избери же этот узкий путь ради жизни вечной».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 декабря. О всеобщей возможности приобщения ко Христу
Богопознание во времена Ветхозаветные было делом дефицитным. Немногие пророки, самые светлейшие личности поколений, сподаблялись ради своей верности, ради своей ревности о Господе, особой благодати ведать Его, Его волю узнавать, Его дыхание чувствовать в ноздрях своих, как об этом говорит Иов Многострадальный.
Но иное дело — новозаветная благодать. И не только великие, но и малые, то есть всякий человек, теперь имеет возможность просто и ясно созерцать Бога-Человека, Бога, воспринявшего человеческое естество, ради того, чтобы в нем произвести новую закваску в роде человеческом, стать новым Адамом.
И эта великая благодать, этот Новый Завет, эта новая эпоха жизни человечества поставляет каждого безответным перед Господом. Как ты ни мал, как ты ни незначителен, ты, тем не менее, не можешь отвернуться от той правды Бога воплощения, от Креста и Воскресения Христова, знакомство с которыми доступно каждому.
В 8-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова Божии: «Все, от малого до большого, будут знать Меня».
О всеобщей возможности приобщения ко Христу — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема
29 декабря. О Ветхом и Новом заветах

В 8-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому».
О Ветхом и Новом заветах — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Как замечает апостол Павел о Заветах в Послании к Евреям, Бог, говоря «Новый», показал ветхость Первого: обветшавший и стареющий, близок к уничтожению.
Однако ветхость Первого Завета была связана не с тем, что он был ущербным. Не надо думать, что Всевышний мог предложить людям несовершенный закон. Тот Завет, а лучше сказать — договор между Богом и людьми, оказался нереализованным по причине невыполнимости его со стороны человека. Когда заключается договор, то требуется исполнение обязательств с обеих сторон. Бог, выводя евреев из Египта, свои обещания выполнил, а вот избранный народ — нет. На протяжении веков они смешивались с языческими народами и тем самым искажали истинную веру.
Большинство людей Ветхого Завета так и не поняли, что Бог есть любовь. И только Новый Завет показал силу и жертвенность божественной любви. Напомню слова апостола Иуды: «Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, соблюдает в вечных узах на суд Великого дня».
Поэтому мы, участники Нового Завета, должны помнить о высоком предназначении человека и об ответственности за данные Богу в крещении обеты святости и чистоты.
Все выпуски программы Актуальная тема











