Вы плавать умеете? Если нет, то жаль... А нас специально учили, мы даже зачет сдавали по плаванью в одежде и без. Так ведь гидрологи все же! И впоследствии этот навык пригодился.
Есть на Валдае гидрологическая станция, знаменитая на всю Россию. А против нее, через Валдайское озеро — Иверский монастырь. Он был еще патриархом Никоном основан. Озеро огромное и глубокое, оно образовалось после ледникового периода. Раньше монастырь был, конечно, закрыт, и работал турбазой. Но тянуло туда студентов, ох, как тянуло... Почему? Кто его знает... Какой-то зов Божий. И плавали к монастырю. Полтора километра, но это нормально для хорошего пловца.
Главное стиль плавания найти, чтобы не уставать. И нашли: в основном плыть надо под водой, изредка выныривая на поверхность, вдыхая и — опять в зеленую толщу валдайских вод. Плывешь, и гул моторной лодки под водой слышен как жужжание комара! А если лечь на спину отдохнуть, то виден самолет, который «стал крестиком на ткани и меткой на белье», тарахтит мирно где-то в глубокой вышине... Хорошо думается во время такого заплыва! Можно даже уравнения решать: ничто не отвлекает. И решали!
Но вот и монастырский берег. Громкоговоритель с турбазы только подчеркивает тишину. Собор, окна и двери которого забиты досками, стоит непреступной скалой. «О скалы грозные дробятся с ревом волны!» Посидеть на берегу, и назад, на заходящее солнце...
Давно уж нет «волн», пытавшихся уничтожить собор, а он стоит, и пение монахов теперь слышно из его окон. Выйдешь на берег, и тут как раз монастырский колокол ударит ко всенощной, и звук его покатиться по озеру, чтобы достичь самых укромных заводей. В храм мокрым не пойдешь, но послушать колокола у стен монастыря — ведь это можно?!
Звон затих... Теперь — сойти в озеро и плыть обратно, домой на гидрологическую станцию. Всего-то час плавания, а ориентиром, как и раньше — заходящее солнце.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.