Наверняка каждому в детстве приходилось слышать "страшную историю", которая начиналась таинственными словами: "в черном-пречерном лесу...". Именно с ней поначалу возникли у меня ассоциации, когда в книжном магазине я сняла с полки томик произведений Геннадия Русского под названием "Черная книга".
Но, несмотря на загадочное и даже устрашающее заглавие, это вовсе не руководство по черной магии, а удивительное, необычное по стилю и колориту произведение, написанное автором в послереволюционные годы и когда-то напечатанное за границей, в знаменитом антисоветском журнале "Посев". В России до тысяча девятьсот девяносто первого года книга распространялась исключительно в формате "самиздата", по причине, как сказали бы сегодня, неполиткорректности.
И все же "Черная книга" Геннадия Русского" страшно далека от жанра политической агитки! В центре текста - безымянный коренной москвич, веселый, разговорчивый балагур, влюбленный в свой город и готовый всем и каждому рассказывать о нем удивительные истории. И подзаголовок у книги соответствующий: "Трилогия московского человека". В первой ее части неунывающий москвитянин рассказывает завсегдатаям кабака на Сухаревке про колдовскую Черную книгу, за обладание которой ведут борьбу московские бесы. В историях этой части, или "сказах", как называет их сам автор, черти действуют заодно с комсомольцами и чекистами, а в некоторых отрицательных персонажах без труда узнаются главные политические фигуры того времени. Атмосферу можно было бы сравнить с булгаковской, если бы не тот факт, что к моменту написания "Черной книги" роман "Мастер и Маргарита" еще не был опубликован. Да и акценты у Геннадия Русского очевидно смещены в сторону добра, а строчки буквально дышат по-детски искренней верой.
Хотя его рассказчик сам далеко не ангел: и стаканчик за беседой пропустить любит, и крепким словцом может "приложить". Задуманная как художественный прием, грубоватость в повествовании особенно заметна во второй части трилогии под названием "Блатные сказочки". Но этому можно найти оправдание: москвич наш оказывается в тюремной камере, и контингент вокруг него собирается соответствующий.
Зато в заключительной главе, "Соловецкое чудотворство", герой предстает перед нами сильно изменившимся: сквозь шутки, басни и прежнюю ироничную интонацию прорывается боль за потерянную Россию. Перед неминуемой гибелью вместе с другими узниками Соловецкого ГУЛАГа, «московский человек» изо всех сил пытается поддержать их, дать им надежду. Он рассказывает о святых и чудотворцах, многое претерпевших, но до конца сохранявших стойкость и веру. А вера самого героя, даже при трагическом финале, делает "Черную книгу" Геннадия Русского одной из самых светлых книг на свете.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.