«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность о Боге приводит», — такими словами в середине восемнадцатого столетия наставлял духовенство и миссионеров Сибири святитель Софроний. За долгие годы служения на Иркутской кафедре он стал настоящим духовным отцом для своей паствы. К святителю Софронию люди тянулись сами — шли к нему тысячами, умножая церковную семью.
Епископ Софроний — в миру Стефан Кристалевский — возглавил Иркутскую кафедру в 1754-м году. До приезда нового владыки далекая епархия оставалась без руководства около семи лет. Это отрицательно сказалось на всей духовной жизни Иркутской земли, и, конечно, отразилось на миссионерской деятельности среди малых народов. Отправляясь в Сибирь, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере язычников.
Уже в первый год своего служения святитель Софроний составил и разослал по всем приходам Иркутской епархии послание. Он предписал духовенству «призывать идолопоклонников к познанию Истинного Бога; а принявших Святое Крещение учить вере и правым догматам». Епископ Софроний настаивал на том, чтобы священники не совершали «формальных крещений» и всегда вели катехизаторскую работу с новообращенными православными, помогая им укрепляться в вере.
Владыка Софроний предпринимал длительные миссионерские поездки в самые удаленные уголки епархии. Епископ ездил в Нерчинск, Киренск, дважды в Якутск. Целые месяцы, не жалея себя, проводил владыка Софроний в пути. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: маловерие, отступничество или язычество.
Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой в немногочисленных храмах Сибири просто некому было служить, а некоторые священнослужители не умели даже писать. Положение было настолько плачевным, что епископ Софроний просил Святейший Синод прислать в Сибирь подготовленных священников. Ходатайство осталось безответным. Стало ясно, что духовенство необходимо готовить на месте. Для этого святитель Софроний организовал школу, программа которой была приближена к семинарской. Епископ лично руководил ходом образования и воспитания будущих пастырей. Находил он время и для педагогической работы — преподавал в школе церковнославянский и русский языки.
За семнадцать лет служения епископа Софрония (Кристалевского) число храмов в Сибири возросло больше, чем в три раза, приходы получили подготовленных священников, была создана сеть приходских школ, заметно оживилась и миссионерская деятельность. Просвещая язычников светом православной веры епископ Софроний (Кристалевский) заботился и об устройстве быта малых народов и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния прежних суеверий.
Святитель Иркутский и вся Сибири Софроний (Кристалевский) был канонизирован на Поместном Церковном Соборе в 1918-м году.
«Семейные ценности». Священник Александр Сатомский

Гостем программы «Семейный час» был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о том, какие традиции и ценности важно сохранять и передавать в семье.
Разговор начинается с непростой темы — как дети воспринимают смерть, и почему для них важно не столько объяснение, сколько уверенность: смерть — не конец. Отец Александр делится личным: как сам в детстве пришёл к вере, как впервые исповедовался, как его бабушка молилась дома. И — почему Пасха, даже в советское время, оставалась торжеством.
Звучит мысль: не страшно ошибаться в воспитании, страшно — не быть настоящим. Даже в одной семье дети очень разные, и передать им веру можно только тогда, когда она жива в нас самих.
Говорим о библейской истории Каина и Авеля — о воспитании, ответственности и том, почему каждый человек отвечает на призыв Бога сам. Затрагиваются вопросы педагогики, доверия, примера.
И — о традициях: походы на кладбище, просфоры у бабушки, молчание дедов-фронтовиков о войне. Как это всё влияет на восприятие праздников и памяти. Почему вера — это не теория, а путь в настоящей жизни. И как из поколения в поколение передаётся главное — тихо, с любовью и верой.
Ведущая: Анна Леонтьева
«Воспитание через театр». Юрий Макеев

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был актер, режиссер, художественный руководитель «Театра вкуса», создатель Первого деревенского театра в Смоленской области Юрий Макеев.
Разговор пойдет о том, как через театральные постановки можно говорить о вере, семейных и духовных ценностях, и как искусство, в том числе театральное, может влиять на воспитание детей и становление личности.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Как судья осла допрашивал

Фото: PxHere
Жил в старину один бедняк по имени Ван У-цзы — Ван Пятый. И был у него осёл, на котором он хворост и уголь возил. Берёг бедняк своего осла ну, прямо, как сокровище драгоценное: каждый день свежей травкой кормил, холил и лелеял. От хорошей жизни шкура у осла была гладкой, щетина блестящей, характер покладистый.
Однажды навьючил бедняк на своего ослика мешок с углём, повёз в город продавать. Животное у ворот привязал, а мешок с углём в лавку понёс. Вернулся — нет нигде его сокровища!
То есть, осёл-то к дереву привязан, да только другой: тощий, облезлый, старый. Пока Ван Пятый отлучался, кто-то потихоньку его любимца подменил.
Всполошился бедняк, заметался, не знает, что делать. Обидно ему стало до слёз. Отвязал он старого осла и пошёл с ним в суд жалобу на пропажу подавать.
Спрашивает секретарь в суде: а кто в тяжбе будет ответчиком выступать? Показал Ван Пятый на старого худого осла и говорит в сердцах: пусть он за всё отвечает, раз другого нет.
Начал судья в зале дела разбирать. Дошла очередь до жалобы Вана Пятого, и приказал он стражникам ответчика привести. Привели в зал на верёвке старого осла. Народ потешаться стал, а судья даже бровью не повёл, и начал допрашивать осла со всей строгостью:
— Ты откуда такой взялся? Как посмел себя за другого выдавать?
Осёл голову свесил, молчит, а все в зале, даже стражники не могут смех сдержать.
Стукнул судья колотушкой по столу и приказал:
— Стража, ведите пока что ответчика в тюрьму. Не кормите его, не поите, крепко-накрепко заприте. Через три дня я его снова допрашивать буду.
Новость о том, что судья допрашивал и арестовал осла, с быстротой ветра разлетелась по городу. Дивятся люди — над глупым судьёй смеются.
В день, когда было назначено заседание, сотни людей заполнили зал суда, желая увидеть забавное представление.
Три раза в барабан ударили, в зал вошёл судья и сел на своё место. Стражники тотчас осла притащили, и было заметно, как животное за три дня отощало.
Стукнул судья колотушкой по столу и вынес приговор:
— Отпустите ответчика, пусть идёт на все четыре стороны.
Вылетел осёл из зала и по-молодецки побежал по улице. А вы что думаете? Три дня просидел он взаперти, три дня не ел, не пил, страху натерпелся. И, конечно, понёсся он к своему дому.
Судья велел Вану Пятому и стражникам идти за ним следом, и ответчик привёл их к своему хозяину — тому самому вору, который его подменил. Нашёлся во дворе вора и любимый ослик Вана Пятого, которого с другим не перепутаешь.
Поняли люди, что напрасно смеялись они над судьёй, который осла допрашивал. Человеком он оказался не только учёным, а ещё и смышлёным, что немаловажно для его работы.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки