Жизнь священника обычно расписана по часам. Службы, требы, венчания, крещения, исповедь и просто разговоры по душам с прихожанами. А еще воскресная школа, миссионерские поездки, организация активной приходской жизни и масса других важных и неотложных дел. И если средь такого «шумного бала» вдруг выдается свободная минутка, и в эту минутку, вместо того, чтобы прикорнуть где-нибудь, священник вдруг решит начать писать дневник, то этот дневник, несомненно, станет невероятно интересным чтением. Особенно, если написан он живо, увлекательно и остроумно.
Протоиерей Константин Пархоменко – как раз из тех священников, что редко позволяют себе расслабиться. Кроме исполнения своих прямых обязанностей, он еще и на радио передачи ведет, и сайт редактирует, и книги издает. Одна из них так и называется: «Жизнь, написанная от руки. Дневник Петербургского священника». В ней отец Константин собрал заметки, которые на протяжении нескольких лет публиковал в своем Живом Журнале в интернете. Получилось актуально, познавательно, а главное – очень поучительно. Потому что, читая книгу, начинаешь немного понимать, насколько нелегко иногда приходится пастырям с нами, прихожанами…
Обращается, например, к отцу Константину женщина и заказывает сразу сорок молебнов. Естественно, батюшка спрашивает, зачем так много. Чтобы исцелиться, отвечает та. Священник осторожно интересуется степенью воцерковленности дамы: часто ли исповедуется, причащается. Она ему в ответ: я не настолько верующая. Отец Константин в растерянности. Объясняет, что молебен – не магический обряд, что тут нужна, прежде всего вера, а странная просьба продиктована суеверными предрассудками… Просительница обижается. А священник, в конце концов, все-таки отказавшийся выполнить странную просьбу, мучается потом и места себе не находит. С точки зрения пастырского богословия он все сделал правильно, а вот с позиции человеческого милосердия – не уверен! Подобными размышлениями отца Константина о священническом долге, о любви к людям, о взаимоотношениях пастыря и паствы, наполнен «Дневник Петербургского священника». И проиллюстрирован яркими примерами из жизни.
Некоторые записи нелегко читать без боли. Ведь, к батюшке с чем только не приходят, и с горем, увы, намного чаще, чем с радостью. Но отец Константин пишет обо всем этом не ради праздного читательского интереса, а ради того, чтобы даже на таких примерах помочь увидеть Промысл Божий и в нашей с вами жизни.
А еще после прочтения книги становится очень хорошо понятен смысл известной поговорки: «что Бог ни делает, все к лучшему!». Записки отца Константина помогают поверить, что даже неприятные обстоятельства нашей жизни часто возникают вовсе не к худу, а к добру!
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.