Мне довелось несколько раз активно искать работу. Я просмотрел сотни объявлений. С тех пор прошло уже много лет, но до сих пор осталось странное послевкусие от текстов работодателей. В описаниях вакансий очень часто встречалось одно и то же слово — «стрессоустойчивость». Такое ощущение, что стресс — это важная, необходимая характеристика жизни компаний.
Много раз мне приходилось выступать представителем работодателя при подборе кадров. Десятки резюме читал и перечитывал прежде, чем назначал встречи кандидатам на вакансии. И заметил удивительный факт. В списке своих лучших личных качеств соискатели почти всегда указывали на устойчивость к различным форс-мажорам.
Создаётся впечатление, что стрессоустойчивость и работа — это сёстры- близнецы. С одной стороны, можно понять, почему возникла такая тема. Темп жизни всё время возрастает, в том числе и на работе. Многие руководители стремятся решить как можно больше задач и как можно быстрее. Тем самым они стремятся обогнать конкурентов или выстроить собственную успешную карьеру. И поэтому требуют от подчинённых умения работать в условиях многозадачности. С другой стороны, хроническая спешка, непрерывное сиденье на двух-трёх, а то и десяти стульях, переработки как раз и рождают стресс.
Я сам неоднократно работал в условиях форс-мажора. И пришёл к выводу, что пользы от многозадачности гораздо меньше, чем вреда. А требование стрессоустойчивости от сотрудников выдаёт несостоятельность самого работодателя. Как правило, это означает, что руководство не может организовать свою деятельность, не может правильно выстроить приоритеты, грамотно распределить ресурсы.
Сотрудники, которые сделали из себя «железных людей» и вроде бы стали эффективными менеджерами, на самом деле сильно рискуют. Они не просто превращаются в человека-машину. Они начинают духовно страдать.
Старец Паисий Святогорец, известный афонский подвижник 20 века, однажды сказал слова, прямо обращённые к нам, менеджерам-многозадачникам и к работодателям: «Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно-два дела, подобающим образом доводить их до конца и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то ещё. Ведь если ум твой рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Делая какую-то работу со спешкой, мы приобретаем нервозность. А труд, совершаемый с нервозностью, не освящается».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.