
Фото: Mario La Pergola/Unsplash
Иосиф Аримафейский, иудейский старейшина и тайный ученик Христа, присутствовал при Распятии Иисуса на горе Голгофе. Увидев, что Спаситель умер на Кресте, он поспешил к наместнику римского императора Понтию Пилату и получил разрешение похоронить Распятого. Евангелист Иоанн сообщает, что ученик положил тело Христа в пещере, расположенной в непосредственной близости от того места, где были установлены кресты. Погребальную камеру в скале Иосиф купил для себя, по иудейской традиции заранее готовиться к смерти. Однако, этой каменной нише была уготована высокая участь принять Тело Богочеловека и стать свидетелем Его Воскресения.
В четвёртом веке византийская царица Елена предприняла первую в истории человечества археологическую экспедицию. Она отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать место Распятия и Воскресения Иисуса Христа. К тому времени в святом городе произошли немалые перемены — он был разрушен в семидесятых годах первого века, во время войны иудеев и римлян, а затем отстроен заново. По всей его территории стояли языческие капища, а на Голгофе находилось святилище Венеры. Императрица Елена приказала снести идольский храм и начать раскопки на его месте. Среди крестов, найденных здесь, был и тот, на котором распяли Спасителя. Чудо помогло выделить его среди остальных — Крест Христов приложили к умершему, и тот воскрес. Предание, которое христиане передавали из поколения в поколение, позволило отыскать и пещеру, где Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса.
Считается, что погребальное каменное ложе Спасителя уцелело до наших дней. Оно находится внутри часовни, называемой Кувуклией, что в переводе означает «гробница». Эта часовня — центр Иерусалимского собора Воскресения Христова, или, иначе, храма Гроба Господня.
В 1555 году место погребения Христа для сохранности было закрыто мраморной плитой. А в октябре 2016 года специалисты Афинского национального технического университета под руководством профессора Антонии Моропулу по поручению Иерусалимского патриархата начали научное обследование Кувуклии. В присутствии представителей православной, католической и армянской Церквей защитная плита была снята с погребального ложа Спасителя.
Комментарий эксперта:
"Первое, что увидели греческие ученые под мраморной поверхностью — это множественные осколки камней. Под ними оказалась ещё одна плита с высеченным на ней крестом. По всей видимости, её установили крестоносцы, которые владели Иерусалимом в одиннадцатом — тринадцатом веках. Слой битого камня между плитами, вероятно, был необходим для ровной и прочной установки. Когда же ученые сняли и вторую плиту, то под ней открылась ровная известняковая поверхность размером два метра на восемьдесят сантиметров. Согласно церковному Преданию, это то самое ложе, на которое Иосиф из Аримафеи поместил повитое пеленами Тело Иисуса Христа. Ученые заявили о получении косвенных доказательств, что пещера была использована в первом веке для захоронения по иудейскому обряду. Какие именно признаки указывали на этот факт, пока не разъяснялось".
Какую цель преследовали специалисты греческого технического университета, исследуя Кувуклию? Отвечая на этот вопрос, профессор Антония Моропулу предложила вспомнить историю часовни.
Комментарий эксперта:
"Впервые часовня над местом погребения Спасителя в храме Воскресения Господня была построена в 335 году, по замыслу императора Константина Великого. Её скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена. В 1009 году первую Кувуклию разрушили мусульмане. К середине одиннадцатого века святыню воссоздал византийский император Константин Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на погребальное ложе ту самую защитную плиту, под которую заглянули греческие ученые. В 1808 году Кувуклию вместе с другими сооружениями храма существенно повредил пожар. Ее возродили в 1810 году по проекту греческого архитектора Николая Комниноса. С девятнадцатого века до наших дней часовня оставалась без реставрации, хотя землетрясения 1927 и 1934 годов привели к угрозе её разрушения. Утратившее устойчивость здание лишь укрепили снаружи стальными опорами в 1947 году".
На сегодняшний день, по мнению экспертов, Кувуклия требует реставрации. Необходимо очистить от копоти внутреннее убранство часовни, заменить фрагменты каменной облицовки, обновить наружные и внутренние швы. Конструкция по-прежнему нуждается в укреплении, поскольку стальные опоры изначально использовались как временная мера. Все необходимые работы и проводят греческие специалисты.
На протяжении веков ученые оспаривали библейские постулаты и факты Священной истории, и, напротив, подтверждали их истинность. Исследовательские и реставрационные работы в Кувуклии Иерусалимского храма Воскресения Христова — это ещё одна точка соприкосновения веры и науки. Сохранение христианской святыни требует, с одной стороны, благоговейного отношения, а с другой — квалифицированного подхода. И достижимо это только в сотрудничестве Церкви и научного сообщества.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема